Найти тему
НУАР-NOIR

Триллер, про который, наверняка, не слышали, но он заколдует

Пугающая импровизация на тему «Белоснежки»

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

В своё время, сразу же после просмотра этой ленты один знакомый мрачно пошутил: «Не тот фильм назвали “В пасти безумия“». Действительно, эта кинокартина, начавшись как в чём-то стандартный детектив, стремительно набирает сумрачные обороты и погружает вас с темные тенета подлинного сумасшествия

Кадр из фильма "Сновидения" (1999)
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

Увы-увы… Имя создателя этой великолепной в своей пугающей темноте ленты не слишком широко известно. Хотя ирландский режиссер Нил Джордан с формальной точки зрения обессмертил его для кинематографа, создав в 1994 году «Интервью с вампиром», а в 1993 году получив «Оскар» (как лучший режиссер) за триллер «Жестокая игра». А ещё в его «послужном списке» есть блистательные криминальные фильмы «Мона Лиза» (1986) и «Отважная» (2007)

Кадр из фильма "Сновидения" (1999)
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

Но вернемся в гнетущие «Сновидения». Начавшись со съемок в «затопленном городе», зритель изначально настроен на что-то пугающее (к слову сказать, город создавали в специальном резервуаре, где ранее снимали эпизоды «Титаника»). В округе пропадают маленькие девочки. А иллюстратор детских сказок Клэр Купер видит тяготящие её сны, как кто-то очень плохой ведёт девочку через мрачный сад, наступая на упавшие на землю яблоки

Кадр из фильма "Сновидения" (1999)
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

В фильме будут отсылки к сказке «Белоснежка», хотя Нил Джордан подобно любому талантливому человеку, обошелся без сюжетных повторов. Он решил ограничиться несколькими элементами, заимствованными из сказки: некто отводящий Белоснежку в лес и отравленное яблоко, которое в итоге убило Белоснежку. А ещё есть иллюстрации к этой сказке, которые создает главная героиня. Хотя в какой-то момент она уже не может работать и рисует из раза в раз свой пугающий сон

Кадр из фильма "Сновидения" (1999)
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

И надо же случиться такому, что её маленькая дочь принимает участие в ландшафтной постановке именно «Белоснежки». А поскольку ей досталась «потусторонняя роль» голоса зеркала, который отвечает на призыв: «Свет, мой зеркальце, скажи» - то на ассоциативном уровне это не предвещает ничего хорошего. И в какой-то момент девочка пропадает. Несмотря на то, что её исчезновение было замечено почти сразу же, это не спасает её. Выразимся аккуратно - от девочки остались лишь некоторые элементы её театрального наряда

Кадр из фильма "Сновидения" (1999)
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

После этого безумие с головой накрывает Клэр. Она уверена, что Вселенная что-то хочет ей подсказать, и она как бы состоит в незримой связи со злодеем, которого стала именовать «Рыжим». Она видит отрывки его воспоминаний, когда засыпает. А ещё она чувствует его мерзкие замыслы. И это сводить с ума её всё больше и больше. В итоге грань между сном и явью, между бредом и реальностью окончательно стирается. Однако даже в безумии есть свой тайный смысл, который пытается постичь героиня

Кадр из фильма "Сновидения" (1999)
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

Не раскрывая сюжета, хотелось бы обозначить несколько моментов, связанных с этой великолепной в мрачной гнетущести лентой. Во-первых, режиссеру удалось фактически невозможное. Он превратил яблоко (ассоциируемое с молодостью и здоровьем) в символ мрака. Это достигается через использование «ржавых» оттенков и сцены, через которые вы словно «снабжены» неприятными тактильными ощущениями (ну что же приятного в том, чтобы касаться кожей ржавчины?)

Кадр из фильма "Сновидения" (1999)
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

А ещё этот фильм стал темным апогеем Роберта Дауни-младшего. Никогда злодеи на экране не были столь убедительны. А самое удивительное, режиссеру удалось избежать однозначного отторжения от данного персонажа. Зритель нутром чует, что в этом монстре кроется маленький мальчик, который на протяжении многих лет был невинной жертвой.

Кадр из фильма "Сновидения" (1999)
Кадр из фильма "Сновидения" (1999)

А ещё у кинокартины есть удивительный финал. Даже не удивительный, а поражающий своей убедительной многозначностью. Нил Джордан смог показать, что может быть нечто иное, нежели либо «хэппи-энд», либо трагическая развязка. Предложенный эпилог счастливой концовкой может назвать только совершенно невменяемый человек, однако в ней есть несколько моментов, которые приносят некоторое не столько моральное, сколько мистическое удовлетворение. Как бы иллюстрируя тезис: можно уйти от земных законов, но от Воздаяния ещё никто не уходил