Живописное костюмное кино 2019 года. Но если первое про весьма отдаленные годы, то второе на первый взгляд не выглядит современным, а на самом деле все происходит где-то недалеко от цивилизации, только эти люди от нее отреклись. Надолго ли?
Два отзыва на просмотренные фильмы.
**************************
Портрет девушки в огне
Portrait de la jeune fille en feu
2019, режиссер Селин Сьямма
Марианна (Ноэми Мерлан), художница и дочь художника, едет на лодке в поместье на берегу моря. У нее заказ - сделать портрет Элоиз (Адель Энель), но так, чтобы она не заметила.
Дело в том, что сестра Элоиз покончила с собой, сама Элоиз только что вернулась из монастыря, и ее мама (Валерия Голино) желает пристроить дочь замуж в Милан. Для этого, как полагается у великосветских персон, жениху будет выслан портрет Элоиз.
На дворе 1770 год, место действия - Бретань. Женщинам негоже писать картины, оставаться незамужними, приносить в подоле и иметь свое мнение.
Все эти запреты внезапно сплачивают маленький коллектив из трех девушек - невеста на выданье, художница и маленькая служанка. Едва познакомившись, Марианна и Элоиз начинают чувствовать друг в друге поддержку и понимание.
Но они - особенно вторая - не так смелы, не так открыты, и так вышло, что небольшим катализатором доверия для них послужила попавшая в беду горничная, которую они взялись опекать.
Все эти упражнения, которым ее подвергли без успеха, визит к знаxaрке, сами разговоры и обыденность происходящего разрушили стену недоговоренности, и вот уже обе девушки ведут доверительные разговоры и перестают стесняться друг друга.
Но портрет-то!
Первый вариант случился слишком рано и не годится.
А мама вот-вот вернется.
Пара недель была им отпущена. Прогулки у моря на сквозняке. Посещение местного праздника с традиционными песнопениями у костра. И позирование зaпоем.
Медленная и невероятно живописная драма, наполненная ощущениями и прикосновениями, светом и воздухом, отсылками к мифологии и музыкой Вивальди.
От этих девушек, далеких от идеала красоты, оторвать взгляд сложно.
Это тот образец феминизма, который не раздражает и не искажает.
Это просто заявка на право любить и выбирать свой путь.
И даже если им приходится подчиняться светским обычаям (сопротивляться они еще не смеют), то изменить то, что происходит в их душах, никто не волен.
***********************
Приди ко мне
The Other Lamb
2019, режиссер Малгожата Шумовска
В красивом лесу, пронизанном солнечным светом, живет счастливая семья.
Лагерь обмотан бечевками, как паутиной. Несколько домиков, где обедают за одним огромным столом, а спать расходятся согласно цвету платьев, чтоб разместиться вповалку на полу.
В этой семье один мужчина - он называет себя Пастырем, а всех остальных - возлюбленным стадом.
Остальные - это: жены в пурпурных платьях, дочери в бирюзовых и немножко отверженных-провинившихся-нечистых в чем попало.
Крастера вспомнили? Ну да, вот примерно то же самое.
Глава семьи (Михиль Хаусман) необыкновенно харизматичен и ласков. Жены ради него готовы на все, а потом происходит смена ролей. Они не знают иной жизни. Если женщины что-то и могут вспомнить, то способ заткнуть рот им найдется: истории рассказывать имеет право только Пастырь. А если не смолчат - есть меры и порадикальнее. Но это потом.
Первые полчаса все очень красиво и благостно. Разве что одна из дочек, красавица Сэла (Рэффи Кэссиди) порой задумывается, или взбрыкивает, или отстаивает свою точку зрения, а то и барану в глаза посмотреть не боится. Этим она очень подзадоривает отца.
Но относительно размеренная жизнь коммуны нарушается полицией, требующей покинуть насиженное место. И с этого дня спокойствие Пастыря остается в прошлом. А его паства начинает что-то понимать.
Невероятно живописный фильм. Красивейшие леса, в которых меж прозрачных стволов мелькают лиловые и бирюзовые наряды. Пригорки с изумрудной травой, где пасутся овечки, а у овечек должен быть один баран.
Сам сюжет не стоит воспринимать буквально. Это не слишком динамичная, но вдумчивая и лиричная история, насыщенная аллюзиями и символами.
Фильм, снятый польской женщиной-режиссером на английском языке в Ирландии, кажется чем-то наднациональным.
Народные песни, которые поют женщины, напоминают что-то славянское, пока не начинает вести свой госпел единственная темнокожая (если не считать ее дочку).
Это просто сказка вне времени и традиций, рассказывающая о том, что женщин обижать нельзя.
И только машина, проезжающая мимо цепочки переселенок, скажет нам о том, что все в силе. Это было и есть.
И другая жизнь - она рядом. Только руку протяни.
ps. все скриншоты мои.
******************
Посмотрели хотя бы один фильм из двух? Какие впечатления?
Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще.