Найти тему
Борис Мединский

Первое сентября

С праздником 1 сентября! Странный, конечно, праздник... С чем поздравлять? Наверно с тем, что наконец-то это длинное, жаркое, успевшее надоесть лето закончилось и снова можно ходить на любимую учёбу, получать домашнее задание - ура, вот счастье-то! Наконец-то можно бодренько вскакивать утром пораньше, восстанавливать рабочий режим дня, а не раскисать в кровати до одурения... Когда я был школьником, я ненавидел 1 сентября. Я полюбил его только тогда, когда мне стало реально интересно учиться, а раньше это был праздник со слезами на глазах, и слезами отнюдь не радости. Тоже мне праздник... Получение знаний действительно может стать наслаждением, но до такого высокого наслаждения надо ещё дорасти. Я сам дорос до этого не так давно, а чего ж требовать от школьников! Ну да ладно... Всё же это правда праздник. Потому что после 1 сентября человек вновь начинает ценить и продуктивно использовать своё время.

Я знаю многих людей - как школьного, так и взрослого возраста - которые не могут сами распоряжаться своим временем. Мы легко обесцениваем то, чего у нас в избытке. Поэтому избыток свободного времени делает это самое свободное время дешёвым ресурсом, который годится только на то, что бы его прожигать (убить время). Отсутствие обязательств, начальника, долженствований - это как свобода, тяжесть которой надо ещё уметь выдерживать. Тяжесть свободы - это умение самому себе быть начальником, стратегом и тактиком, который кажущейся избыток свободного времени сможет использовать, как ценный ресурс. Много таких людей вы видели среди школьников? Я и среди взрослых их почти не вижу. Вот окажитесь вы в условиях, когда у вас будет возможность не работать и не учиться - всё у вас есть для жизни! - чем вы займётесь тогда? Сможете себе дело найти? Будете искать себе цели и смыслы, или весело приступите к прожиганию времени - т.е. прожиганию жизни? Так что, дорогие школьники, вам можно посочувствовать - так как школа была не вашим выбором, вас заставили и 9 классов вы ОБЯЗАНЫ закончить - но во многом это насилие совершается и в ваших интересах. А чтобы меньше страдать, вам нужно немногое - решить для себя, что это ВАШ выбор. Представим себе такую ситуацию, чтобы вам проще было понять мои слова о выборе...
Два одноклассника учатся в одной школе, по одной программе, по одному учебнику. Но один полон обиды за то, что его заставляют ходить в это заведение, он не хочет вникать ни в один предмет, ему ничего не интересно. Он просто ТЕРПИТ и постигает школьный материал только для того, чтобы от него отстали, т.е. механически, бездумно. А второй любит несколько предметов, искренне заинтересован их посещать - потому что ему интересно. Он уже предполагает, что будет поступать туда-то и туда-то, у него есть планы и цели. И школа ему становится НУЖНА для достижения своих целей. Ну и просто интересно. Кто-то из преподавателей кажется ему интересным человеком, который увлекательно рассказывает свой предмет и умеет взаимодействовать с подростками (эх, было бы таких побольше...). Этот ученик будет хотеть хорошую оценку по этому предмету уже не формально, а принципиально. У него есть друзья среди одноклассников... Ну и т.д.
В чём разница между этими двумя? Один из них свободен. В данном случае я говорю о внутренней свободе, связанной с актом выбора. Формально они в одних условиях и одинаково несвободны от школы, но внутренне между ними принципиальная разница. Для одного из них 1 сентября будет страданием, а для другого это будет действительно праздник.

Из фильма "Первоклассница"
Из фильма "Первоклассница"

Школы наши, мягко говоря, не идеальны. Всё наше общество не идеально. Думаю, что это главная причина, по которой учеников с внутренней свободой исчезающе мало. Для большинства учащихся школа - это тюрьма, в которой надо отбыть срок. И дело не только в том, что они не делают выбор в пользу внутренней свободы - это очень важно, конечно, но не только от человека всё зависит. Понимаете, очень трудно сделать выбор в пользу добровольного посещения школы, если в ней равнодушные, скучные, забитые и ограниченные преподаватели, отсутствие всяческой дисциплины, неограниченная агрессия подростков друг к другу, издевательства и постоянная социальная конкуренция - а этого в школах хватает, и не только в российских! Мне сразу вспоминаются такие фильмы, как "Класс" (Эстония) и "Чучело" (СССР, 1983). Посмотрите их, если не видели. Предупреждаю, что они оставляют тяжёлое впечатление. Как это ни странно, но "Чучело", несмотря на относительный хэппи энд, было воспринято мной тяжелее, чем брутальный "Класс", где всё закончилось хуже некуда.

-2

Есть фильмы и с положительным образом школы... Например, "Первоклассница" (СССР, 1948). Я его смотрел, как на репортаж из другого мира. Персонажи эстонского "класса" мне понятны - я их сам видел в свои школьные годы, всех этих весёлых отморозков на фоне масс с жвачным равнодушием или со страхом в глазах - а вот такого рода отношений, как в "первокласснице" я почти не встречал... Но не потому, что такие отношения невозможны. Нечто подобное я всё же видел в виде эдаких атавизмов у некоторых добрых стариков, а так же в детях из достаточно закрытых, элитных частных школ, в которых детьми действительно занимаются и приучают к командной работе, а так же воспитывают волевые качества. В мире "Первоклассницы" люди воспринимают друг друга, как единая команда и потому каждый ребёнок - это отчасти твой собственный ребёнок. В таком обществе дети значительно спокойнее себя чувствуют. Откуда такое единение людей? Навскидку могу назвать три причины: социально-экономическое устройство общества, культурно-идеологическая политика и недавняя война. Сейчас нет ни того, ни другого, ни, слава богу, третьего, поэтому неудивительно, что нам понятнее и ближе то, что происходит в эстонском, а не раннесоветском фильме.
Отдельно можно поговорить о том, что такое 1 сентября для родителей... Сколько сейчас всё стоит... Морока с забором чада из школы... Наём репетиторов... Можно много что сказать, да не хочется уже. Давайте уже радоваться празднику. )

-3