Singularity — это научно-фантастический шутер от первого лица с элементами хоррора, разработанный американской компанией Raven Software, которая известна благодаря ряду хороших проектов (Star Wars: Jedi Knight: Jedi Academy 1 и 2, а также шутеру Wolfenstein 2009 года) и сотрудничеству с компанией Activision в разработке игр серии Call of Duty. Издана игра была всё той же компанией Activision 25 июня 2010 года.
Сюжет и атмосфера
Начинается все с того, что группа американских спецназовцев после всплеска радиации, который привёл к отключению одного из спутников, отправляется проведать заброшенный остров с клюквенным названием «Каторга-12», на котором Советский Союз проводил секретные опыты.
После небольшого изучения, оказалось, что остров оказался единственным в мире месторождением загадочного элемента E99, который является источником огромной энергии. И именно вокруг этого месторождения был построен весь проект, единственной целью которого было изучение элемента и поиск способов для его применения. Но, как обычно это и бывает, в один прекрасный день очередной плановый эксперимент пошёл не по плану, и половина жителей острова превратилась в монстров и убила вторую половину. Также погиб и один из главных руководителей проекта - учёный Демичев, в то время как его коллега Барисов всё же смог спастись с острова. Остров конечно же стал непригодным для жизни, проект закрыли, а все данные о нём стёрли.
Всё это мы узнаём после падения нашего вертолёта на остров и поверхностного изучения окружения. И тут самое место поговорить об атмосфере. В интернете можно наткнуться на два разных мнения об атмосфере игры. Одни говорят, что игра "максимально клюквена" и играть без смеха в неё невозможно, другие же наоборот хвалят разработчиков за интересный сеттинг. Я считаю, что атмосфера здесь балансирует между двумя этими крайностями и иногда может свалиться, как и в одну сторону, так и в другую. Конечно, перевод некоторых надписей на русском оставляет желать лучшего, как и постановка ударений в словах, так остров почему-то называется не Кáторга-12, а Катóрга-12, а таблица Менделеева превратилась в "стол", что конечно довольно близко к правде, но всё же довольно забавно. Но, в то же время, мы можем наблюдать крайне атмосферные плакаты, листовки и надписи, которые то и дело будут напоминать, что остров всё-таки был советский.
И первая часть игры даже отдаёт немного хоррором, так как из оружия у героя есть только пистолет и нам приходится пройти через разрушенные мрачные здания, где мы то и дело встречаем различные трупы и фантомы людей из прошлого, что иногда может даже действительно напугать. Ну а также мы натыкаемся на монстров, которые выскакивают порой довольно неожиданно и являются довольно серьёзными противниками за счёт довольно большого количества здоровья.
Но вот, в один момент происходит нечто крайне необычное и на острове происходит импульс, который переносит нашего бравого морпеха назад в 1955 год в день Х. Мы, волею случая, спасаем того самого Демичева из пожара и тут же переносимся обратно во времени. И тут же, окружение героя меняется, что говорит нам о том, что временной скачок как-то повлиял и на настоящее. А повлиял он очень сильно. Спасённый Демичев, после побега с Каторги начал работу в аппарате СССР и продвинулся по карьерной лестнице так сильно, что в итоге стал новым Сталиным и держит теперь весь мир в ежовых руковицах.
И вот при всех этих сюжетных поворотах, сюжет не скатывается в дикий пафос и антисоветскую пропаганду, а является довольно лёгким произведением с юмором и довольно нейтральной позицией относительно союза. Какое-то время просто приятно разглядывать здания, подмечая мелкие детали и агитплакаты. Порой даже, окружение действительно навивает мысли о том, что дизайнеры в СССР умели в пропаганду и всё это не выглядит вырвиглазно. Так что, за советскую мрачную атмосферу авторам большое уважение, так как это и по сей день крайне необычный и интересный сеттинг. Традиционные взрывоопасные бочки красного цвета смотрятся колоритно благодаря серпу и молоту,а также надписи «СССР»,а небольшие фильмы, которые погружают нас в новый мир, сделаны довольно качественно. Но окружение игры также навевает на меня и плохие мысли. А именно мысли о плагиате.
Система расставленных по уровням магазинов с оружием, возможность обыскивать столы и мусорки, раскиданные по уровням аудиозаписи, а также способности, которые появятся чуть позже, навевают другим известным шутером тех лет - Bioshock 2007 года выпуска. Агитационные советские видеоролики про пролетариат и пользу науки один в один срисованы с рекламы тех же плазмидов из BioShock. Сходство настолько поразительное, что эти ролики по стилистике даже больше похожи на американскую пропаганду, а не на советскую. Сходство максимальное и порой даже напрягает, что авторы не смогли даже как-то видоизменить механики и предметы и практически скопировали их в свою игру. А также явно заметно влияние Half-Life 2. Башня со столпом энергии и воронкой — вылитая Цитадель, помощник учёный и напарница девушка, также отсылают нас к Аликс и Кляйнеру. Конечно Кэтрин и Барисов персонажи со своими характерами, но сходство довольно явное. Ну и тот факт, что главный герой (Ренко) всю игру молчит - это неотъемлемый атрибут почти любого шутера 2000-х годов.
Дальше по сюжету, после нашего возвращения в "мир Демичева" нашего напарника убивают, а нас берёт в плен сам Демичев. Он осознаёт, что мы являемся важной фигурой во всей этой истории и пытается нас убить. Но нас спасает девушка Кэтрин и нам удаётся сбежать из плена. Она же нам и рассказывает, что они с доктором Барисовым состоят в группировке "Мир-12", основной целью которой является спасение мира от тирании Демичева и ожидании нашего появления, так как только мы можем вернуть всё назад.
После этого мы всю игру будем противостоять Демичеву и пытаться убить его. Так, мы попутешествуем обратно в 1955 и пробьёмся к злодею, но после выстрела в голову он выживет и лишь потеряет глаз, что вынудит нас придумать другой план действий. Наша главная задача - найти специальную бомбу, зарядить её и отнести в башню Демичева, чтобы раз и навсегда с ним разобраться. Нам будут встречаться, как и стелс этапы, так и противостояние огромным противникам. Всё это будет происходить в довольно большом количестве локаций, которые всё чаще сменяются ближе к концу игры. Также хочется отметить этап в порту, где мы заберём ту самую бомбу с советского корабля. Этап очень примечателен из-за игр со временем, так как мы будем идти, как и по ещё целому порту, так и по уже разваленной версии, что достигает своего апогея в сцене на разваливающемся корабле.
В конце игры мы всё же добираемся до башни Демичева и запускаем бомбу. Но злодей всё это предвидел и не допускает взрыва. Таким образом мы попадаем в его ловушку, где перед нами ставится выбор. Барисов предлагает нам отправиться в прошлое и убить себя для того, чтобы мы не смогли спасти Демичева в тот самый день и таким образом обрекли его на смерть. В то же время, сам Демичев предлагает нам сотрудничество и говорит о том, что вместе, Ренко и Демичев смогут править всем миром. На этот выбор также влияет ещё тот факт, что по ходу прохождения мы то и дело будем встречать странные надписи, которые будут предостерегать нас от чего-то: "Мир-12 неправы", "Кэтрин и Барисов пытаются обмануть тебя". В финале оказывается, что это сам Ренко оставлял себе такие записи в другой временной линии, так как знал, к чему всё в итоге приведёт.
И в итоге, в игре есть три различные финальные сцены, каждая из которых показывает альтернативные события в мире в зависимости от действия игрока в финале игры.
- Первая концовка. Ренко убивает себя, помешав спасти Демичева 26 октября 1955 года. Ренко снова летит в вертолете, как в начале игры. Но вместо статуи серпа стоит статуя Барисова, а вертолёты группы разведки украшены советской символикой. Неожиданно приказ о высадке отменяют. Наш напарник, вооружённый «Валькирией», сетует на разведку и обращается к Ренко: «Ну, что я говорил? Ничего интересного здесь быть не может. Верно, товарищ?». Всё это говорит о том, что таким образом, мы способствовали тому, что Барисов сам приходит к власти и по факту, идёт по пути Демичева.
- Вторая концовка. Ренко убивает Барисова 27 октября 2010 года. Ренко и Демичев захватили весь мир и разделили влияние. Но в итоге, между ними началась вражда из-за распределения власти. Ренко руководит всем миром, кроме США, где обосновался Демичев. Демичев готовится к новому противостоянию с Ренко.
- Третья концовка. Ренко убивает Демичева и Барисова 27 октября 2010 года. Ренко скрывается из лаборатории так, что больше его никто не увидел и становится человеком легендой. Советская Империя без Демичева рушится на множество мелких государств. Остров взрывается с феноменальной силой, мутанты вырываются на свободу. Им пытается противостоять Мир-12, ставший одной из ведущих политических сил на планете. Тем временем таинственный незнакомец ( что явный намёк на нашего героя) оккупирует США, где начинает постройку новой империи.
После титров мы видим ролик, где 7 ноября 1955 года в Центральном порту Каторги-12 всплывает раненая в перестрелке с военными Кэтрин. Ей удаётся выбраться на берег. Прежде чем потерять сознание, Кэтрин успевает сделать запись в первой попавшейся книге:
Это не наше время. Существует горькое будущее для наших детей. Демичев — это зло, которое должно быть остановлено. Единственный человек, который может остановить его — Натаниэль Ренко. Он из 2010 года, американец. Он должен прибыть для того, чтобы остановить Демичева. Барисов, учёный на Каторге-12, создаст мобильный временной преобразователь.
Геймплей
Основная часть игры - это шутер. И шутер довольно разнообразный. По ходу игры нам будет встречать большое количество оружия: обычный пистолет, игломёт, миниган, автомат, дробовик, автомат. Также есть оружие, которое даётся нам несколько раз по ходу сюжета. Есть винтовка, которая даётся нам только в нескольких определённых ситуациях, с помощью которой мы можем управлять выпущенными пулями, ну а также конечно есть гранатомёт, который здесь выполнен больше как миномёт. Стрельба сделана максимально приятно, так как разнообразный арсенал позволяет вооружение под себя. Ну а отдача, звуковое сопровождение, анимации и различные особенности оружия выполнены вполне качественно, что делает Singularity очень приятной игрой. Так что, я советую её пройти хотя бы ради приятной игровой составляющей.
Противники также довольно разнообразны. Нам будут встречаться, как и солдаты Демичева с которыми у нас будет проходить большое количество перестрелок, так и простые советские бойцы из 1955-го. Бойцы довольно разнообразны, но в принципе делятся на такие довольно типичные подклассы, как щитовик, снайпер и тд.
Ещё на протяжении всего прохождения нам будут встречаться различные монстры. Это будут, как и мелкие жуки, так и большие пауки, обычные бегуны и плевуны, которые могут лазать по стенам. Всё это не позволяет заскучать и постоянно пытается удивить игрока. Учитывая небольшую протяженность игры, это делает игру довольно динамичной и интенсивной.
Единственной проблемой для всех противников в игре является довольно глупый искусственный интеллект, что, в принципе, довольно обычное дело для игр того времени.
Ну и главной особенностью игры является как раз способности главного героя, которые позволяют ему манипулировать временем на различных объектах. По движению руки мы можем рассыпать в труху лестницы, ящики, сейфы, мостики, причудливые растения, бак и прочие вещи. Точно так же легко все это можно восстановить. На живых существ устройство тоже действует. Обычные люди из-за изменения времени сгнивают заживо или превращаются в монстров, чудовища же просто замедляются.
Эффекты старения и омолаживания действительно необычны и смотреть на всё это не надоедает до самого конца игры. Также по ходу прохождения Ренко научится притягивать и швырять предметы, создавать небольшую сферу, внутри которой ход времени замедляется, или просто посылать энергетическую волну в рукопашной схватке, разрывающую противников на части. Также в игре есть прокачка, что реализовано как улучшение перчатки и оружия. Улучшение это выполнено максимально просто, но имеется большое количество вариантов прокачки, что добавляет разнообразия. На мой взгляд, на эти улучшения было уделено недостаточно времени, так как кроме увеличения количества здоровья и заряда перчатки, навыки слабо влияют на игру.
Именно все эти особенности и игры со временем делают Singularity не просто добротным шутером, но и одним из лучших шутеров за всё время. Игра понимает, что простая стрельба может быстро надоесть и постоянно меняет правила игры и подкидывает различные новые пути прохождения. Расправляться с противниками одно удовольствие, что даёт игре большое преимущество на фоне других проектов.
Критика
В общем и целом, игра получила положительные отзывы. Однако были отмечены и такие черты как: вторичность, почти полное отсутствие новых идей. Игроки отмечали характерные для движка Unreal Engine 3 артефакты текстур, несбалансированность оружия и способностей (например, автомат слишком универсален, а функция состаривания требует слишком много энергии и потому неэффективна).
Компания Activision была разочарована продажами Singularity, которые составили менее 400 000 копий.
Итог
Я убеждён, что Singularity является прекрасным шутером, который в своё время просто затерялся на фоне других проектов. Да, он имеет свои проблемы с сюжетом и сеттингом, игровой процесс является просто набором лучших механик всех игр того времени. Но в этом и заключена его главная особенность. Проект не хватает с неба звёзд и просто максимально качественно исполняет все свои наработки. Механика работает как надо, связка «стрельба плюс спецспособности» делает игровой процесс разнообразным, а раздражающей клюквы практически нет. Технически к игре претензий нет. Картинка и по сей день выглядит прилично и играется всё максимально стабильно.
Почему же тогда проект провалился? Как это обычно и бывает, проект рождался в муках, переносился несколько раз и даже чуть-ли не был закрыт. Всё это повлияло на недоработанность некоторых механик и явно укороченный хронометраж, а также ряд мелких проблем. Но всё же, можно сказать, что игра вышла вполне достойной и для своего времени была действительно крайне интересным проектом.