На дворе первое сентября. Идеальный повод для того, чтобы написать что-то про школу. Актуальное. Такое, что гарантированно прочтут многие. И вообще, писать с привязкой к событиям и датам удобно. Это же позволяет сэкономить время на рождение новой темы. Дата, как бы, сама за тебя решает.
И вот день подходит к завершению, а я так ничего и не выдала про школу, обучение, праздник и вот это всё.
В былые времена я бы назвала это ленью. Потому что это привычно. С детства привычно. Если не делаешь, понимая, что надо, значит ленишься.
В школе любая полученная мною четвёрка неизменно влекла за собой фразу: «Умная, но иногда ленится». У меня это утверждение никогда не вызывало сомнений. Почему-то.
Потом я выросла и продолжила верить в то, что любое отлынивание от дела, которое ты сам считаешь нужным, — лень. Если оно тебе не нужно, тогда понятно. А если нужно, то варианта всего два: либо ты врёшь себе про нужность и важность, либо ленишься.
А потом наступил бум всяких «мотивашек», которые подтверждали про лень. Особенно эффектной мне всегда казалась аналогия с походом в туалет.
А потом однажды мы разговорились с друзьями. И выяснилось, что иногда у тебя, действительно, нет денег, а ты в центре города, где все туалеты платные, что иногда у тебя не выходит добежать, что депрессия реально может довести до того, что не встанешь и за этим. Особенно знакома проблема была женщинам в период беременности или сразу после родов.
Тогда у меня впервые что-то переключилось в голове.
Это потом уже появилось умение слышать свой организм оценивать внешние условия, а не списывать сразу на лень.
Это потом нашлось множество статей о том, что за ленью обычно скрывается недостаток ресурсов, причём, ресурсы — это не только время и деньги.
А знаете, что может случиться, если регулярно преодолевать лень волевым усилием? Может случиться выгорание.
Сначала то, что ты делаешь через силу, перестанет радовать, ведь то, что делается насильно, не может приносить радость. При этом привычный процесс с каждым днём будет отнимать всё больше сил, ведь когда исчезает радость от действа, теряется запал и азарт, дающие ускорение.
Затем до минимума снизится ощущение ценности и важности того, чем ты занимаешься. Даже если цель была желанной изначально, а её достижение объективно улучшит качество жизни, процесс обесценивания неизбежен. Сведение ценности того, чем занимаешься через силу, к нулю станет единственным способом психики сохранить себя в целости. Ведь если нельзя бросить что-то просто так, нужно убедить себя в том, что оно не так уж и нужно.
Следом упадёт продуктивность. А с ней и качество работы. Это вполне естественно для процесса, суть которого обесценилась. К тому же лень, она ведь не возникает на пустом месте. Мы же помним, что она указывает на недостаток ресурсов. Соответственно, преодолевая лень день за днём, мы делаем недостаток более существенным и ощутимым. А когда чего-то не хватает, качество не может быть на высоте.
В запущенных случаях, когда процесс не останавливается и на этой стадии, начинается новый виток. Низкое качество результатов труда усиливает неудовлетворённость процессом и ускоряет его обесценивание. Ведь труд, в результате которого не выходит ничего хорошего, совсем не радует, а ценность такого труда теряется.
Чем дальше заставляешь, тем меньше вероятность вернуться к нормальной жизни без посторонней помощи. И дороже. Проще и дешевле в самом начале найти, какого ресурса не хватает, и сдвинуть сроки, направить часть усилий на восполнение ресурса, возможно, на время отодвинуть цель, попросить о помощи... Потому как в крайней точке выгорания, всё равно, придётся это всё делать, только сил на это уже не будет.