Найти в Дзене
Умному недостаточно

"Семь маленьких рассказов о первой любви" - незабытый шедевр 1981 года

Это изумительное кино, шедевр.

"Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981
"Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981

Мне кажется, тот, кто видел его в детстве или юности, не забудет. А если и забудет, тот тотчас вспомнит. А если не вспомнит... что ж, значит, вы как-то по особенному смотрите на мир, предпочитаете обходиться без поэзии.

Потому, что это в высшей степени поэтическое кино. Его нужно обязательно смотреть детям лет с 10 и до... Нет верхнего предела, это кино влюбляет в себя и малого и старого. Оговорюсь, кроме тех случаев, когда человек нечувствителен к поэзии и смотрит на мир рационально и прагматично. Есть ведь и такие люди.

Режиссёр фильма - грузинский режиссёр Георгий Матарадзе. "Семь маленьких рассказов о первой любви" снят на киностудии "Грузия-фильм" в 1981 году.

Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.

Итак, фильм о первой любви. Семь маленьких новелл (некоторые совсем крохотные, другие чуть больше), которые и составляют этот совсем короткий фильм - всего-то 65 минут.

Вот задаю я запрос: "фильмы о первой любви". Множество ссылок, множество фильмов, в основном современных, российских и зарубежных. Быть может, тщательно просматривая все источники вы встретите упоминание и об этом фильме. Но обратите ли вы на него внимание?

Все главные роли здесь исполнили дети. Есть, конечно и взрослые актеры. Но, в общем, все взрослые в этом фильме – дети. Кино «Семь маленьких рассказов о первой любви» - это тропинка в блаженный край. А если человек носит детство в своем сердце – счастливее его нет на белом свете.

Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.

Кажется, поднеси к губам этот фильм-одуванчик, подуй на него – и разлетятся пушинки во все стороны света. Обязательно разлетятся – и все стороны света наполнятся теплым сиянием. И будет только свет – и ничего кроме света. Как у БГ: «Это ж только зрячему видно, а для нас повтори: Бог есть Свет и нет в нем никакой тьмы».

В «Семи рассказах…» "зрячие" все. Я не могу сейчас вспомнить другой фильм, в котором все герои были бы настолько прекрасны и одухотворены.Вспоминается лишь «Сто дней после детства», в нем напряжение и преображение. Это как щедрое солнце заливает сонную комнату, которой снились сладкие и томительные сны.

А «Семь рассказов…» - просто солнечный блик. Но никуда от него не денешься, куда бы ты ни пошел – он всегда с тобой. Если фильм Соловьева – о солнцевороте, то кино Матарадзе о том, что случается потом, когда солнце воцарилось на небосводе. А случается, по словам Пастернака: «И дольше века длится день, и не кончаются объятья».

Потому, что наступили единственные дни. Да и вообще дни любви – единственные в жизни. Кроме их, нет ничего. Да ничего и не надо. Только дни, наполненные любовью, имеют смысл. Остальные дни – ожидание любви, ожидание солнцеворота, ожидание преображения. Оно приходит – «и любящие как во сне друг к другу тянутся поспешней…».

Герой одной из новелл - упитанный грузинский мальчик с лицом круглым, как арбуз.

Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.

Он влюблен в девочку, что приехала с родителями в этот солнечный край отдохнуть. Девочка живет в палатке на берегу стремительной речки. И мальчик каждое утро бежит на бахчу, чтобы отрезать самый спелый арбуз и отправить его по волнам реки своей любимой. Нет у мальчишки ничего другого – только арбузы и сердце, горячее и звонкое, как арбузная плоть. Девочка вылавливает арбузы – она в восторге, она столкнулась с тайной возникновения арбузов – и не может ее разгадать. Бегут единственные дни… А потом задремавший в гамаке мальчик (блаженно улыбается от любви) слышит автомобильные гудки.

Он вскакивает и бежит к реке. Это папа девочки сигналит своей дочери, а она стоит на одном берегу и не сводит глаз с другого. Девочка прощается с чудом? Но чудо – не своевольная птица, его можно приручить. И мальчишка, пыхтя, задыхаясь, летит на бахчу, выбирает давно приготовленный огромный арбуз, на котором вырезано заветное имя «Марина» - и бросает его в речку. Арбуз плывет к девочке, та останавливает его, чтобы прочитать свое имя. И девочка опять смотрит на тот берег, но уже иначе: она забывает о чуде, потому что увозит с собой любовь.

Преображенная девочка уезжает и долго-долго смотрит в стекло заднего вида – на другой берег, где прячется тот, кого она никогда не видела. А по реке плывут, плывут арбузы, которые срывает упорный влюбленный мальчик. Кому он бросает их? Кто увидит их? - Тот, кто Сам - источник Любви! И свидетельство тому – улыбка, которая появляется в этом фильме у каждого влюбленного. Нет ни печали, ни страданий от неразделенных чувств. Вся горести и заботы – неправда. Истина всегда улыбается от счастья.

Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.

Пару слов – о музыкальном сопровождении. Точнее, о музыкальном камертоне фильма, которым является тема из «Баллады для Аделины» Поля де Сенневиля. Он написал ее к дню рождения своей дочери и передал для исполнения начинающему тогда пианисту Ричарду Клайдерману. Теперь эта мелодия известна всем. Она нежна и чиста, и в ней, действительно, звучит голос первой любви. Единственной любви. Потому что любовь не делится, не дробится, не остается в прошлом, но всегда – в настоящем. Что делает человек со своей душой, когда он считает, что «разлюбил» кого-то? Он борется со светом, он теряет единственные дни.

А героям фильма, кроме единственных дней, – ничего-то больше не надо.

Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.
Кадр из фильма "Семь маленьких рассказов о первой любви", 1981 г.

Подписывайтесь на канал!

Здоровья нам всем!