Я вот тут задумался: а какой пистолет в Европе пошел самым первым в серийное производство? Имеется в виду пистолет под унитарный патрон с металлической гильзой. А также имеется в виду именно серийное производство, а не руко…опство в подвале типа "авось че получится". Чтоб все как положено: с конструкторским отделом, с цехами, с материальной базой, с логистикой, с продажами, обслугой и т.д.
Ну, в Америке – это, понятное дело, "Дерринджер". Его там начали клепать аж с 1860-лохматого. Причем аж все кому не лень: там и "Ремингтон" отметился, и "Кольт", и прочие "Хопкинсы" с "Алленами".
Ну а вот в Европе-то как? Первое, что приходит на ум, - это "комиссаровский" маузер К-96 (патент 1895-го, в производстве с 1896-го). Хотя это не соответствует действительности. Маузер пошел в серию только одним из первых. Но не самым первым. Были примеры и до него.
Причем я здесь не имею в виду многочисленные австрийские пистолетные поделки периода 1885 – 1895 гг. У нас же речь идет о серийном производстве, а многие из тех австрийских поделок изготавливались только в штучных количествах. А ежели какой-то из них и удавалось тогда пройти испытания, то она все равно отправлялась на полку, ибо дорогонах.
На самом деле, осину пистолетного первенства в Европе держит Бельгия. И конкретно – братья Леон и Эмиль Наганы. Считается, что Наганы производили только револьверы, но это не так. Братаны-Наганы могли производить все что угодно – хоть револьверы, хоть булавки. Они были прежде всего бизнесменами, а только потом – оружейниками.
Именно они представили первый в Европе пистолет под унитарный патрон с металлической гильзой и наладили его серийное производство. И произошло это аж в 1877-м году. Вот он, этот сумрачный тип пистолетной наружности. Т.н. жандармская модель:
1877-й год, Карл!!! Тогда вообще ни о каких пистолетах никто не думал. Тогда еще металлический патрон-то не все видели – половина Европы продолжала пулять бумажными или картонными. А тут уже конкретно металл – причем в малогабаритном патроне. Для 1877-го года наладить такое производство было непростой задачей.
Конструктивно этот пистолет представлял собой два спаренных обреза от винтовки Ремингтона с крановым затвором (т.н. "роллинг-блок"). Эта винтовка Ремингтона была очень простой в использовании, очень надежной и сравнительно дешевой. И (кто бы мог подумать?) как раз именно эту винтовку братаны-Наганы и производили у себя на заводах в огромных количествах. А потом барыжили ими на всю Европу и часть Азии.
То есть, ребята взяли две свои "ремингтонки" (возможно, даже забракованные), отпилили у них ножовкой стволы и приклады, а потом все это спаяли и доработали напильником. Ну и патрон послабже придумали.
Да, конструктивно, это были именно два спаренных обреза от винтаря. С крановым затвором типа "роллинг-блок". Чтобы зарядить такой пистолет, необходимо было отвести курки назад, затем отвести назад затвор, вставить в стволы два патрона, закрыть затвор и нажать на спусковой крючок.
Спусковой крючок у этого пистолета был только один, без возможности выбора ствола. Сначала выстрел производился из правого ствола, а затем – при повторном нажатии – из левого. При открывании затвора экстрактор, расположенный между стволами и жестко связанный с затвором, вытаскивал из стволов сразу два патрона.
Интересно и то, что целик у этого пистолета был выполнен на верхнем крае затвора (см. в кружке). Размещать прицельные приспособления на движущейся детали механизма – плохая идея. И во второй половине 19-го века об этом уже знали. Почему братаны-Наганы все-таки использовали это решение – возможно, потому что этот пистолет не предполагался для прицельной стрельбы (= и так сойдет). А возможно и потому что больше его разместить было негде.
У этого пистолета была большая выступающая деталь – рукоятка затвора. Это сильно затрудняло ношение в кобуре и скрытое ношение. Хотя пистолет-то был заявлен именно как жандармская модель, где такое ношение наверняка предполагалось. Короче говоря, машинка получилась так себе. Там и патронов мало, и габариты, и масса, и перезарядка геморная, и вообще – револьвер лучше и удобнее. А эта пукалка – пустая трата денег и ресурсов.
Но надо помнить, что неудачные модели могут служить "полигоном" для отработки отдельных технических решений, отдельных узлов, материалов, патронов и др.
Так, пистолет Нагана стрелял патронами 9,4 х 22 мм (по другим данным, 9,6 мм). Это был абсолютно новый патрон для того времени и первый пистолетный патрон в Бельгии. Патрон этот был разработан Луисом Бахманном (отличная фамилия для оружейника).
Так вот уже через год (в 1878-м) на фирме Наганов начнут выпуск полноценного револьвера именно под этот патрон. И именно этот револьвер закупит бельгийская армия для своих нужд – а это уже совсем другие деньги. А впоследствии этот патрон "похудеют" до 7,5 мм – для шведских и норвежских наганов. И это тоже нехилая копеечка получалась. Кто в таких условиях будет жалеть о затратах на двуствольную "пукалку"?
При подготовке статьи использовались материалы с сайтов littlegun.be и gunsinternational.com