Найти тему

«Мой ребенок все тянет в рот!». «А мой не дает даже зубы чистить!».

Почему одни дети все тянут в рот, а другие терпеть не могут прикосновений к полости рта и дают даже зубы чистить? Как помочь ребенку? Рекомендации логопеда-дефектолога и специалиста по прикладному анализу поведения.

На консультациях я достаточно часто вижу детей, которые все тянут в рот. Родители жалуются, что все игрушки и карандаши изгрызены, и вообще страшно оставить без присмотра – вдруг, что-нибудь негигиеничное в рот потянет.

Бесплатное изображение с сайта https://pixabay.com/ru/
Бесплатное изображение с сайта https://pixabay.com/ru/

Одной из причин такой ситуации может быть снижение чувствительности органов артикуляции у ребенка. Такое состояние можно сравнить с состоянием человека, который выходит после лечения у стоматолога и обезболивающего укола: не совсем чувствуются губы и язык, хочется их постоянно трогать и ощупывать. И если возможная причина такого поведения ребенка связана со снижением чувствительности органов артикуляции, в этом случае можно просто дать ребенку возможность "насытить" ощущениями ротовую полость.

Дайте ему отдельную зубную щётку (а может быть, ему больше понравится электрическая), пусть ребенок массирует губы и язык так, как ему хочется. Сделайте коробочку с предметами, которые Вы официально разрешили грызть, там могут быть деревянные бусы с бусинами разных форм и размеров, различные силиконовые прорезыватели и т.д., в зависимости от предпочтений ребенка.

При составлении рациона питания постарайтесь предоставить ребенку как можно больше возможностей грызть, пережёвывать и нюхать, чтобы «насытить» ощущениями.

Бесплатное изображение с сайта https://pixabay.com/ru/
Бесплатное изображение с сайта https://pixabay.com/ru/

Например:

Твердые продукты (например, морковь, яблоко, редис и т.д.).

Продукты, которые нужно долго жевать (например, сельдерей, вяленая говядина, зефир, сухофрукты и т.д.).

Хрустящие продукты (например, орехи, крекеры, сухие хлопья, тост, и т.д.).

Дайте ребенку возможность пить через узкую и / или извилистую трубочку.

Предлагайте пить густую жидкость через соломинку (например, молочный коктейль, кисель, и т.д.).

Сделайте съедобное ожерелье из крупы или конфет.

Предложите ребенку жевательную резинку.

Включение в рацион ребенка продуктов с сильными ароматами хорошо стимулирует органы артикуляции.

Дайте ребенку сосать твердые леденцы.

Предложите холодную пищу, например фруктовый лед или мороженое.

Есть большое количество очень полезных для стимуляции оральной чувствительности занятий, которые можно выполнять «между делом» и многие из них отлично подходят, когда вы находитесь в автомобиле, в очереди в продуктовом магазине, в классе, и т.д.

Например:

Надувать щеки

Выдувать мыльные пузыри

Соломинкой выдувать пузыри в воде

Играть с соломинкой (например, использовать ее, чтобы прокатить шарик от пинг-понга по столу)

Дуть в свисток, губную гармошку, или другие инструменты

Задувать свечи

Жевать игрушки

Насвистывать или напевать песню с закрытым ртом

Надувать воздушные шары

Бывают ребята, которым категорически не нравится чистить зубы и которые возражают против любого прикосновения к органам артикуляции или полости рта. Часто это может быть связано с особенностями развития ребенка, например, с повышенной чувствительностью, когда прикосновения становятся неприятными и физически трудно переносимыми. В таких ситуациях ни в коем случае не настаивайте на дополнительном воздействии. Вообще любой массаж, особенно речевой массаж, если он происходит через слёзы или через крик ребенка проводиться не должен! Я в своей практике несколько раз слышала отзывы родителей и видела детей, которым делали болезненный речевой логопедический массаж. Это абсолютно неприемлемо! И не просто не полезно, а очень вредно и для речи ребенка, и для состояния психики.

Поэтому, если у ребёнка есть особенности чувствительности органов артикуляции и он отказывается от чистки зубов, попробуйте подбирать зубные пасты или зубные порошки с разными вкусами, зубные щетки электрические и нет, с разной степенью жесткости. И постепенно приучайте ребенка к этим прикосновениям: сначала прикасайтесь к кончику языка на одну секундочку и обязательно похвалите. Потом прикоснитесь на 2 секундочки и так далее. А поглаживание язычка зубной щеткой пока просто метод, который не подходит Вашему ребенку. Более точно разобраться с этой ситуацией Вам и ребенку поможет логопед.

Надеюсь, эти рекомендации будут полезны для Вас!

Пожалуйста, ставьте лайки и пишите комментарии – они вдохновляют меня на дальнейшее написание статей и развитие канала!