Скоро начнется учебный год, а это значит, что детей и родителей будут ждать не только радость от долгожданных встреч, но и хлопоты. Нужно будет приспособиться к новым нагрузкам, войти в рабочий режим. Кто-то придет в новый класс или школу, младшие школьники должны будут привыкать к новым учителям, у старших впереди выпускные испытания. Все это потребует от детей и родителей много сил и энергии. С чем-то будет справиться легко и быстро, а с чем-то могут возникнуть трудности. Специалист Московской службы психологической помощи населению Цицино Кузьминых составила чек-лист в помощь родителям, дети которых могут испытывать трудности при адаптации к школьным реалиям.
Признаки неблагополучия у школьника
- конфликты со сверстниками/ педагогами;
- частые опоздания и пропуски занятий;
- заметное снижение внимания и способности фиксироваться на определенном задании, ухудшение успеваемости;
- нерешительность, страхи, чувство беспокойства;
- заниженная самооценка;
- замкнутость;
- уход от домашних дел и обязанностей.
«Нужно полагаться не только на оценку одного поступка или высказывания, а анализировать ситуацию в целом, учитывая личные особенности, особенности поведения в семье и в школе. Полноценную и достоверную оценку сможет дать специалист — клинический психолог, детский психиатр, психотерапевт, поэтому очень важно вовремя обращаться за помощью. У специалистов есть специальные знания, которыми могут не обладать родители или педагоги. Кроме этого, специалисты смотрят на проблему безэмоционально», — отмечает психолог.
Что могут сделать родители?
- Дать понять ребенку, что вы готовы его выслушать и помочь, что вы на его стороне и готовы вместе искать решение или выход из сложной ситуации.
- Стремиться проявлять свою любовь в телесных контактах, высказываниях, интонациях.
- Сохранять контакт со своим ребенком: больше разговаривать (и не только о проблемах), хвалить, интересоваться его увлечениями, проявлять интерес и уважение, даже если у вас разные взгляды на обсуждаемые темы.
- Поощрять проявления интересов и активностей. По возможности находить совместные приятные и увлекательные занятия.
- В беседах с детьми и подростками формировать навык позитивного отношения к себе и окружающим, навык самоподдержки.
- Обезопасить ребенка от возможных негативных последствий неконтролируемого использования интернет-ресурсов, игр и приложений. Можно установить программы «родительского контроля».
Опубликовано 31 августа 2020
Материалы по теме
Светлана Алехина об оценке инклюзивного процесса в школе
31.08.2020
Психологи помогают детям и родителям адаптироваться к школе
20.08.2020
Физкультура улучшает успеваемость в школе
07.08.2020
Защитить ребенка от «информационной лавины»: об интернете Юлия Гиппенрейтер
03.08.2020
«Психология, творчество, человек»: серия интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 1
29.07.2020
Почему и как я учу детей читать
17.07.2020
ФГОС – конвенциональный. Самоизоляция – охранительная. Выводы – развивающие!
14.04.2020
Людмила Ясюкова: «В быстро меняющемся мире нужно понятийное мышление»
06.04.2020
Шалва Амонашвили: «Новая школа — это учитель»
05.03.2020
Горизонты современного образования: от вызовов к перспективам
05.03.2020
Удобный ребёнок не станет успешным: как воспитывать двоечника?
21.02.2020
Скованные одной цепью: школьные стандарты, социальное равнодушие и детский суицид
28.11.2019