С падением Советской империи в Россию в начале 90-х годов пришли новые экономические отношения на условиях рынка. Из-за переориентации спроса закрывались фабрики, заводы, конструкторские бюро и НИИ, на которых работали миллионы советских граждан. Многие люди лишились работы либо им платили сущие копейки, которых при гиперинфляции, когда ценники переписывали несколько раз в неделю, едва хватало на продукты. В то время уверенность в завтрашнем дне и надежда на помощь государства у людей пропала. Каждый мог рассчитывать только на самого себя и крутился как позволяли ум, навыки и моральные принципы.
Жить в девяностые было непросто, но все равно россияне умудрялись выискивать возможность получить хоть какую-то прибыль. Появилось большое число частных контор, которым требовались бухгалтеры, юристы, секретари, программисты и переводчики. Популярным стало репетиторство. Эти профессии востребованы до сих пор, однако многих оказавшихся на распутье граждан в ту пору манили легкие шальные деньги и красивая жизнь, которую они видели по телевизору. Дикая неорганизованная коммерция, авантюры, аферы и бандитизм захлестнули Россию 90-х.
Сегодня мы вспоминаем популярные в то время занятия российских граждан, ставшие своеобразным символом ушедших 90-х. Некоторые из них сейчас почти изжили себя и остались в прошлом, а какие-то в более завуалированном виде существуют и по сей день.
1.Челнок
После того, как Ельцин в 1992 году разрешил гражданам торговать чем хочется и в любом удобном месте, в крупных городах стали образовываться вещевые рынки. Стала популярной профессия челнока, который закупал ширпотреб в Китае, Вьетнаме, Польше и Турции, в огромных тюках вез это все в Россию и перепродавал втридорога на местном рынке. Дельцы поменьше брали товар на оптовых точках.
Тогда можно было увидеть множество людей, выгружающих из поезда или автобуса товар в огромных клетчатых сумках. Челноки как ишаки тащили на себе джинсы, дубленки, пуховики, шубы, синтетические платья и женское белье ярких расцветок, косметику, люстры и микроволновки, которые пользовались бешеной популярностью на постсоветских рынках.
Некоторые особо везучие мелкие торговцы со временем раскручивались, открывая десятки торговых точек на разных рынках и нанимая продавцов. Занятие это было непростым и порою даже опасным - рынок крышевали рэкетиры, с которыми нужно было дружить, еще происки конкурентов. С товаром могли кинуть, деньги украсть, да или просто отжать.
К концу 90-х челночный бизнес развился настолько, что по основным маршрутам шоп-туров авиакомпании устраивали специальные чартеры. Черный день для челноков настал в августе 1998 года, когда случился дефолт и курс рубля рухнул к доллару в 4 раза с 6 до 24 рублей. Весь ширпотреб вмиг подорожал, и закупать его стало невыгодно.
2.Рэкетир
Рэкет пришел в СССР в конце перестройки, когда появились первые кооператоры, но настоящий разгул организованной преступности, которые чаще всего образовывались из молодежных банд бывших спортсменов или военных, зависавших на районе, пришелся на 90-е. К середине 90-х годов ОПГ крышевали около 85% всех российских предпринимателей.
Рэкетиры на подконтрольной им территории заставляли владельцев бизнеса будь то фирма, точка на рынке или ларек платить им дань в виде процента от выручки в обмен на крышу от других бандитов. С теми, кто отказывался платить, действовали жестко. Могли поджечь ларек или отнять товар, избить, а иногда горе-коммерсант бесследно пропадал. Попутно бандиты исполняли заказы коммерсантов на устранение конкурентов.
Часто бандиты кутили шальные деньги в казино и ресторанах, устраивали разборки между собой. В 90-е бандиты считались завидными женихами у девушек "с района". Дожить до 30 лет и не попасть на нары для рядового бойца было не так-то просто.
3.Ночная бабочка
После выхода в 1990 году фильма Интердевочка работа ночной бабочкой стала одной из самых модных среди школьниц и студенток в разваливающемся Союзе - это шанс понравиться иностранцу и вырваться с ним на белом Мерседесе заграницу подальше от загнивающего СССР. Древнейшая профессия по пугающим опросам социологов среди молодежи вмиг оказалась желаннее научной карьеры или работы дипломатом в посольстве. Тысячи юных особ, спасаясь от бедности и безработицы, ринулись в Москву и Петербург, чтобы заработать хоть что-то в условиях дикого капитализма, и самым простым способом им казалась панель.
Вот только юные девушки не догадывались, что в фильме показывалась работа элитных валютных дам, обслуживающих иностранцев. Однако в эту касту попасть было крайне сложно - большинство девушек в лучшем случае работали за рубли, гуляя в ресторанах, казино и ночных клубах с "новыми русскими" или братками, а чаще попадали в прослойку "плечевых", стоявших на трассе или центральной улице города, обслуживая простых граждан как дальнобойщики, таксисты, вахтовики с севера и т.п.
4.Риелтор
В 1992 году, когда была разрешена приватизация жилья, теневые советские маклеры, которые помогали советским гражданам обменивать имеющуюся у них жилплощадь с неофициальной доплатой (купля-продажа в СССР была строго запрещена) наконец-то смогли получить легальный статус. Люди, оказавшиеся в одночасье богачами с немало стоящими квартирами в центре города, стали активно продавать и покупать доставшееся от государства жилье, но в отсутствие общедоступных баз данных жилья типа нынешнего ЦИАНа с Авито и неопытности в юридических вопросах людям приходилось обращаться к риелторам - так стали называть маклеров с 90-х.
Тогда это был один из немногих видов бизнеса, где требовались лишь мизерные денежные вложения и авантюризм - первоначальный капитал обычно делали на аренде. Сюда шли все подряд невзирая на специальность - инженеры, профессора и домохозяйки.
До 2002 года на риелторскую деятельность требовалась лицензия, поэтому большинство риелторов 90-х работали при агентствах за 10-20% от полученных комиссионных. Пользуясь неопытностью и доверчивостью покупателей с продавцами, они наваривали на обычных сделках гигантский куш. Например, покупатель платил за однушку в Москве $25 000, а продавец получал на руки лишь $20 000. Остальное шло в карман агентству.
В это же время появились и так называемые черные риелторы, которые часто в сговоре с нотариусами заполучали квартиры одиноких стариков, алкоголиков и недееспособных, прописывая тех в лучшем случае в какую-нибудь глухую деревню. А иногда они просто бесследно пропадали.
5.Фотомодель
В 90-е попадание в модельный бизнес автоматически сулило знакомство с каким-нибудь новым русским в малиновом пиджаке или криминальным авторитетом, которые специально искали себе в спутницы титулованных красавиц, победительниц конкурсов красоты, что тогда подчеркивало их успешность и статусность.
В понимании наивных провинциальных девушек тех лет жизнь с нуворишем означила роскошь и беззаботную жизнь. Именно поэтому на конкурсы красоты "Мисс что-нибудь" выстраивались километровые очереди молодых ярко накрашенных 15-25-летних длинноногих охотниц за кошельками в мини. Едва ли многие из них хотели дефилировать по сцене, показывая наряды от модных кутюрье - главное засветиться на показе, авось какой-нибудь богатый дядька приметит и возьмет под свою опеку. Однако далеко не всем это удавалось, тогда приходилось соглашаться на роль танцовщицы в ночном клубе, а то и вовсе идти в эскорт.
Мало кто задумывался, что бандиты и малиновые пиджаки обычно долго не жили. Иногда коммерсантов и вовсе устраняли вместе с их подругами.
6.Сетевой маркетинг
Наивные и привыкшие верить всему постсоветские граждане были отличной приманкой для мошенников, которые организовали в 90-е множество финансовых пирамид и других способов развода, одним из которых можно считать и сетевой маркетинг.
Схема прямых продаж работала как классическая пирамида - нужно было заплатить вступительный взнос за начальный комплект продукции, обучающие семинары, затем каждый член получал процент от продаж нового приведенного "адепта". Распространители ходили по подъездам, навещали всех знакомых и родственников - только бы втюхать за баснословные деньги чудодейственные коктейли для похудения Гербалайф (Хочешь похудеть - спроси меня как), немецкие кастрюли Цептер "с термокомпьютерами", чудо-пылесосы Кирби с уймой насадок и прочие. В ход шла жесткая словесная манипуляция и явное преувеличение характеристик, ведь продавали эти товары с нереальным завышением закупочной цены.
Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!
☑️ Подпишись на новые статьи в ленте Дзена!
Читайте также: 5 клевых телеканалов 90-х, которые мы потеряли