За последние годы власти и ремесленники Мексики ни раз обвиняли модные мировые бренды в плагиате и культурной апроприации, среди обвиняемых Louis Vuitton, Carolina Herrera, Zara и др.
Что такое культурная апроприация?
Сегодня в развитии модной индустрии четко отслеживается тенденция использования фольклорных, этнических элементов культуры, традиционных знаний и самобытности малых и коренных народов.
Дизайнеры оправдывают такой подход поиском вдохновения, не желая называть свое поведение культурной апроприацией,
суть которой заключается в присвоении/плагиате символов и элементов других культур с утратой их контекста и с целью получения прибыли.
Можно выделить три главных элемента культурной апроприации:
- Изменение культурного контекста;
- Дисбаланс в силах участников - как правило, сторона, чья культура используется, является малым народом, экономически и политически слабым;
- Полное отстранение от участия представителей заимствованной культуры - не обсуждаются формы сотрудничества, не спрашивается разрешение на использование, не предлагается совместное участие и/или финансовая компенсация
Новое обвинение в культурной апроприации Zara
Новое обвинение в культурной апроприации и плагиате громко прозвучало этим летом в социальных сетях Мексики в адрес Zara, мировой торговой сети группы компаний Inditex.
Пользователи соцсетей обвинили Zara в копировании разноцветной сумки для продуктов, которую производят местные мексиканские ремесленники, и в ее продаже по гораздо высокой цене. Оригинальная сумка пользуется большой популярностью среди всего населения Мексики. Практически каждая семья имеет такую сумку для походов в магазины. Цена оригинала составляет около 1.75 долларов США, Zara продает аналогичную сумку за 30 долларов США.
Представитель компании не согласился с обвинениями в плагиате и культурной апроприации, тем не менее, через несколько дней Zara убрали спорную сумку из онлайна-магазина в Мексике.
Мексиканское общество крайне негативно отреагировало на подобное использование привлекательного элемента своей культуры, ведь это незаконное копирование, неуважение к местным ремесленникам, лишение их и так небольшого заработка.
Некоторые представители индустрии моды в Мексике встали на защиту Zara, аргументировав свою точку зрения тем, что дизайн сумки не зарегистрирован и вообще никак не защищен в Мексике, а следовательно производить сумку с подобным дизайном может любая компания.
Обвинения в культурной апроприации случались и раньше
Это не первый скандал и обвинение Zara в культурной апроприации в Мексике. В 2018 году ремесленники из Агуакатенандо подали иск против Zara с обвинениями в плагиате своей традиционной вышивки, которую местное население использует для украшения повседневной одежды. Дело было проиграно, сейчас Zara продает одежду с аналогичной вышивкой во всем мире.
Вопрос использования элементов чужой культуры всегда болезнен для носителей этой культуры. В данном случае для мексиканских ремесленников вышивка не только возможность заработать на жизнь, это еще уважение и память о предках, это традиция, которую бесцеремонно и неуважительно используют для зарабатывания больших денег большие компании.
Община из Агуакатенандо живет крайне тяжело и бедно. Люди питаются практически только тем, что могут вырастить. Вышивка дает им возможность немного заработать. Можно сказать, это единственный источник дохода.
Более того, труд ремесленников гораздо сложнее. Вышивка создается вручную. Для создания вышивки уходит около недели, в то время как Zara тратит на создание подобных промышленных вышивок лишь несколько минут.
Разница в цене также значительная. Изделие с ручной вышивкой стоит около 18 долларов США, но обычно туристы торгуются и снижают цену до 10. В магазинах Zara стоимость изделия с данной вышивкой составляет около 30 долларов США.
Небольшие общины, живущие и так на грани бедности, терпят не только неуважение к своей культуре, но и подвергаются окончательному разорению. К сожалению, у них нет ни финансов ни связей для защиты своей интеллектуальной собственности, передаваемой из поколение в поколение.
В настоящее время в Мексике разрабатывается закон о защите интеллектуальных прав коренных ремесленников, но необходим он, как это обычно бывает, еще вчера.
Подобное поведение представителей модной индустрии крайне негативно отражается на малых и коренных народах. Если в ближайшее время государства не задумаются о защите культуры и традиций своих малых и коренных народов, не окажут им правовую поддержку, от многих культур не останется и следа.
Мир моды тоже должен изменить свое поведение в отношении малых и коренных народов. Получение разрешения на использование элементов культуры для создания новых коллекций и предложение финансового вознаграждения должны стать обычной практикой в отношениях между брендами и ремесленниками.