Найти тему
REVETUDÉ

Christian Dior: история модного Дома со времен его основателя

Кристиан Диор – это имя знакомо даже человеку, далекому от мира моды. Он был не просто талантливым кутюрье, новатором и революционером, вдохнувшим новую жизнь в женский силуэт и позволившим женщинам снова обрести элегантность и утонченность. Он был гением, не имевшим технических знаний в пошиве одежды, но генерирующим неисчерпаемое количество идей для тех, кто умел это делать. Он был человеком, который проработал в индустрии моды всего десять лет, но оставил после себя наследие, которое не исчезнет даже через века.

Кристиан Диор
Кристиан Диор

8 октября 1946 года в небольшом особняке номер 30 на авеню Монтень в 8-м округе Парижа Кристиан Диор открыл свое ателье, которое насчитывало около 85 работников, преимущественно, женщин. Сегодня количество бутиков по всему миру – 205, а число сотрудников превышает 6 200 человек. За 73 года существования дом Dior стал не только синонимом элегантности и женственности, но и представил публике уникальные силуэты, которые прочно закрепились на страницах истории высокой моды.

8 талантливейших дизайнеров занимали в разное время пост креативного директора дома. Каждый из них, отдавая должное несокрушимому ДНК бренда, находил применение своим новаторским порывам и предлагал общественности свое видение женщины Dior. Именно благодаря им Дом стал таким, каким мы его знаем сегодня.

Photo: Christian Dior
Photo: Christian Dior

Начнем знакомство с историей модного Дома с его основателя.

Кристиан Диор родился 21 января 1905 года в буржуазной семье и был вторым из пяти детей. Его отец владел несколькими фабриками по производству удобрений и химикатов. Семья жила в небольшой вилле, носившей название «Les Rhumbs» и располагавшейся прямо на скале над ветреным Ла-Маншем. По мнению самого модельера, именно этому дому он обязан своим стилем и жизнью. Его архитектура и месторасположение оказали влияние на формирование творческих мотивов маленького гения, а нежно – розовый и серый цвета стали неотъемлемой частью модного Дома Диора.

Кристиан Диор прошел долгий путь к основанию собственного одноименного модного дома. У него была и собственная галерея, в которой выставлялись работы таких известных художников, как Анри Матисс и Пабло Пикассо, он создавал эскизы для ковров и сценические костюмы для театра, балета и кино, уходил из мира моды и искусства, чтобы найти стабильную и оплачиваемую работу в качестве офисного сотрудника, затем снова возвращался и занимался выкройкой женских шляпок. И, наконец, в 1938 году Робер Пиге, дизайнер швейцарского происхождения, просит Диора работать у него в ателье в качестве модельера. Здесь его коллегой становится Пьер Бальмен – еще один французский гений.

Кристиан Диор у входа в свое первое ателье
Кристиан Диор у входа в свое первое ателье

В 1946 году Кристиан Диор в сотрудничестве с Марселем Буссаком, текстильным промышленником, открывает небольшое ателье по адресу авеню Монтень, 30. Здесь же 12 февраля 1947 года прошел первый показ кутюрной коллекции New Look (новый взгляд), символами которой стали подчеркнутая узкая талия и расклешенные юбки. Для создания такого силуэта нужны были манекены с соответствующими пропорциями. Сначала сам Диор ударами молотка формировал фигуру идеальной женщины. Позже компания Stockman стала производить манекены нового поколения. Диора критиковали за расточительность: на создание платьев уходило до 30 метров ткани. Но это не помешало процветанию империи, и бутики дома стали появляться в других городах.

Кстати, цифра 8 – счастливое число Кристиана Диора. Он был очень суеверным человеком, и это не могло не отразиться на его творчестве. Если присмотреться, то можно заметить, что силуэт легендарного жакета le Bar похож на цифру 8, так же, как и платье Corolle. Есть теория, что первая коллекция называлась вовсе не New Look, а именно «Восьмерка».

За 10 лет работы в доме Кристиан Диор создал 21 коллекцию: каждая была уникальна и содержала силуэты, которые дизайнеры до сих пор воспроизводят по-своему. Среди них культовый жакет le Bar, подчеркивающий точеную талию и пышные бедра; ассиметричное платье Зиг-заг, напоминающее наряды светских дам 1860-х; платье Junon, юбка которого была выполнена в форме лепестков тюльпана.

Ещё одним талисманом Диора был ландыш. Цветы с детства были неиссякаемым источником вдохновения французского модельера, но с ландышем он не расставался никогда и всегда носил один с собой.

Свои последующие коллекции (1950 – 1953 гг.) Диор называл по имени доминирующей линии кроя.

Платье из коллекции "Vertical line", весна-лето 1950
Платье из коллекции "Vertical line", весна-лето 1950

Коллекции 1953 – 1954 годов получили свои названия в честь цветов: тюльпан и ландыш.

С коллекции 1954 года начинается знаменитый алфавит Кристиана Диора, а именно: строгий H-силуэт (1954 год), свободный A-силуэт (1955 год) и структурированный Y-силуэт (1956 год).

Christian Dior. Платье из коллекции "A-line", весна-лето 1955
Christian Dior. Платье из коллекции "A-line", весна-лето 1955

Последние две коллекции Диора в 1957 году были полными противоположностями друг другу. В Libre были представлены свободные модели, а в Fuseau вернулся женственный, подчеркивающий талию, силуэт.

В 1957 году Кристиан Диор умер от сердечного приступа. Он был долгожданным революционером и бессмертным законодателем женской моды.

После смерти основателя модный Дом возглавил двадцатиоднолетний Ив Сен Лоран. О его работах и работах его приемников для Christian Dior будет рассказано в следующей статье.