Найти тему
Заметки Безымянного

Падение в воронью нору - обзор игры Creaks

"Скрипы", именно так переводится слово Creaks - это первая попытка чешской студии Amanita Design отойти от жанра point & click в сторону платформеров. Повествование начинается в квартире главного героя, откуда он, через маленькую дверцу в стене попадает в подземный древний замок, населённый причудливыми механическими существами, древовидными монстрами и прочими странными обитателями.

Сквозь щели в стенах главный герой, время от времени, подглядывает за тем, как суетится в его поисках человекоподобный ворон, а земля периодически вздрагивает от шагов огромных лап неизвестного монстра вне стен замка. Такой мир вместе с главным героем предстоит познать игроку.

Продвигаясь вглубь замка, нам открываются всё новые и новые нюансы. Стоит отметить, что сюжет подаётся без единого слова, благодаря визуальным эффектам и постановке игровых сцен. Таким образом ожидать от Creaks какой-то насыщенной истории нет смысла - это максимально простая и понятная сказка, которой слова не очень-то и нужны.

Большая часть игры держит игрока в неведении, неизвестно, чего ожидать от подземных жителей и куда судьба приведёт нашего героя. Благодаря этому авторам удаётся выдерживать атмосферу таинственности почти до самого конца игры. Впрочем, концовка несколько портит впечатление, так как завершается Creaks незатейливо, со сладковатым счастливым концом в голливудском стиле.

-2

Но вряд ли кто-то разочаруется сюжетом Creaks, тем более, что создатели делают упор на геймплей. Каждая новая локация является оригинальным пазлом, состоящим из уже известных игроку элементов, к которым изредка добавляются новые. Чтобы перейти к следующим уровням игрового мира, необходимо решить головоломку. А всё, что необходимо для решения, находится в пределах текущей игровой сцены. Это позволяет решать пазл, не переживая, что мы где-то что-то упустили.

Стоит отметить, что все задачи именно нужной сложности, чтобы не затягивать прохождение, однако многие из них не так просты. Встречаются как весьма простые головоломки, так и довольно сложные, над которыми можно посидеть 10-15 минут. Несколько раз может возникнуть соблазн подсмотреть прохождения сложных эпизодов на Youtube, но оно того не стоит. Изучив локацию и её персонажей, всё решается без длительных задержек.

-3

Моментов, когда что-то сделано не так, и необходимо перезапускать локацию для успешного прохождения, здесь нет. Весь игровой процесс аккуратно выверен. Отдельно следует отметить картины, которые довольно часто можно встретить на стенах. Они дополняют атмосферу игры, а часть из них - это не только элемент декора, но и мини-игры, призванные разнообразить геймплей.

Суть головоломок преимущественно состоит в том, чтобы добраться до лестницы или лифта, который позволит нам пройти дальше, минуя всех обитателей этой локации, встреча с которыми означает перезапуск текущей головоломки. Первыми нам попадаются механические псы - они бросаются на главного героя, если тот позволит себе подойти к ним слишком близко. Постепенно будут появляться новые разновидности негативно настроенных существ, которых тоже нужно будет избегать для успешного прохождения.

-4

Среди инструментов, которые позволяют обходить всех этих существ, есть разные выключатели света, рычаги и плиты. Если поймать, к примеру, механических собак в световой луч, то они превратятся в тумбы, которые можно передвигать в пределах луча. Другие существа тоже превращаются в неодушевлённые предметы под действием света. Также светом можно преградить путь этим существам, включив лампочку перед ними.

В игре на должном уровне реализовано звуковое сопровождение - топот ног, поскрипывание лестницы, звуки капель воды, всё это работает на формирование общей атмосферы. Периодически включается довольно необычная, но мелодичная музыка. Также можно услышать специфический звук, когда головоломка решена или мы близки к решению.

-5

Касаясь атмосферы игры, следует подчеркнуть её визуальную составляющую. Страшно представить, какая титаническая работа была проведена командой Amanita Design. Все элементы игры были нарисованы вручную. Каждая книга на полке, каждый узор на полу, каждая трещинка в стене - это не нарисованные однажды и скопированные элементы, а отдельные рисунки.

Также следует отметить, что авторам хорошо удалось оживить созданный ими двумерный мир. Главный герой временами чешет затылок или спину, хлопает глазами, а его волосы колышутся на ветру. Окружение тоже изменчиво. Чего стоит только водопроводная труба, которая при отсутствии света становится хоботом.

Общее время прохождения игры, вместе с успешным завершением мини-игр, занимает порядка шести часов и, пожалуй, если бы игра длилась дольше, можно было бы заскучать, ведь несмотря на то, что головоломки в Creaks интересные, продуманные и постепенно усложняются, они всё же довольно однотипны.

-6

Creaks является удачной попыткой Amanita Design взглянуть по-новому на свои проекты, не изменяя в общем почерка студии. На несколько вечеров игре удаётся перенести нас в мир, где бок о бок уживаются люди, живые вешалки, человекообразные птицы, механические псы и другие странные существа.

"Скрипы" понравятся тем, кто любит окунуться в необычную, сказочную атмосферу, и не боится неторопливого геймплея, а также не прочь пошевелить своими извилинами, решая порой довольно хитрые головоломки.

Читайте также:

Ретроспектива Blade Runner - Cyberpunk 1997
Хороший, плохой, злой: 10 "лучших" собак в играх
Обзор XCOM Chimera Squad - интересный эксперимент

Спасибо за внимание, буду рад лайкам и комментариям.