Здравствуйте! Сегодня я постараюсь развеять миф о том, что трамваем легко управлять.
Наступила осень, а это значит, что скоро наступит юз и буксование. Что это такое знает каждый водитель трамвая, теперь будете знать и вы. Я расскажу про подчас опасные ситуации, с которыми мы - водители периодически сталкиваемся, находясь за управлением и к чему нужно быть всегда готовым. Итак, поехали.
В условиях юза сцепление колёс вагона с рельсами значительно уменьшается, даже при плавном торможении колёса блокируются (перестают вращаться), вагон продолжает лететь вперёд, хотя в этот момент водитель тормозит. На пульте управления в кабине загорается сигнализация тормозов (лампы соленоидов), показывая то, что вагон заторможен. На самом же деле это не так.
От быстрых и правильных действий водителя зависит удачный выход из этой незавидной ситуации. Стоит немного замешкаться и вы пролетаете остановку, затем выслушиваете недовольство пассажиров и это в лучшем случае, в худшем случае происходит ДТП.
- Скорость движения во время юза должна быть снижена, линейный диспетчер должен быть поставлен в известность о наличии юза на маршруте и в свою очередь не браковать рейсы в связи с опозданиями.
Что нужно, чтобы остановить вагон во время юза? Лучше всего заранее обезопасить себя: визуально оценить состояние рельсов, либо поинтересоваться у коллег насчёт наличия / отсутствия юза на линии. Если вы знаете, что на линии юз, значит нужно во время торможения подсыпать песок (вагоны оборудованы песочницами- специальными бункерами для хранения песка), чтобы улучшить сцепление колёс. Бывает так, что использования песка при торможении недостаточно, тогда в ход вступает последнее- рельсовые башмаки, которыми оборудован каждый вагон. Рельсовым тормозом следует пользоваться аккуратно, иначе в салоне возможны падения пассажиров.
Не забывайте о том, что у вагона, попавшего в юз, колёса заблокированы и от того, как быстро вы заставите их вращаться будет зависеть сделаете ли вы прокат на колёсах. А как понять, что он появился? Звук отбойного молотка когда- нибудь приходилось слышать? Примерно такой же звук будет издавать вагон с прокатом во время движения, колёса станут как будто квадратными. Если прокат небольшой, то устранить его самому можно. Если это сделать не получится, то исправят это слесари во время плановой обточки колёсных пар. Сделать прокат- "косяк" достаточно серьезный, у самого голова начнёт болеть и пассажиры в восторге не будут от подобных звуков. Эксплуатация вагонов с сильным прокатом запрещена.
Места, где возможно образование юза отмечены табличками "Листопад", висящими на проводах. Водитель трамвая, увидев подобную табличку, должен быть особенно внимательным, поскольку впереди опасный участок.
Какое вообще отношение листопад имеет к образованию юза на линии? Самое непосредственное. Листья, грязь, машинное масло и прочие субстанции, раскатываемые колёсами проезжающих трамваев, в межсезонье как раз и способствуют образованию юза.
Теперь перейдём к буксованию. Типичная ситуация: собираешься начать движение и буксуешь... Колёса крутятся с бешеной скоростью, а вагон почти не едет. Подкрепляется это всё в дальнейшем длинным тормозным путём из-за юза, а при неудачном сценарии ещё и"квадратными колёсами" из- за образования неравномерного проката. Чтобы избежать буксования необходимо использовать "песочницу", а в особо тяжёлых случаях выходить из вагона и просыпать рельсы песком на 10-15 метров вперёд самому. Разгон необходимо осуществлять медленно, не допуская пробуксовки колёс.
Ну, как? Всё еще считаете, что трамваем легко управлять? Разогнать его легко, а вот остановить временами очень сложно.
И напоследок, сравните пульты управления старого вагона модели 71-608 КМ и современного "Витязя".
Каким вагоном вы хотели бы управлять?