Любить людей и в радости и в горе...
«Для того, чтобы глубоко понять поэта, нужно побывать у него на родине», — говорил великий немецкий романтик и знаток человеческих душ Генрих Гейне. Разумеется, трудно выполнить это условие по отношению ко многим, но, что касается Владимира Мазина, то мы можем побывать у него в гостях заочно, читая местные краеведческие издания. Вот что известно о малой родине поэта — селе Ларьяке, что в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа.
«Место это красивое, таежное», — пишет в начале статьи «Дом окнами в тайгу», опубликованной в журнале «Югра», Эрнст Звезда.
Краткое упоминание о Ларьяке приводится в статье «Подлинные документы к истории нижневартовского края» Альбины Кузьминой. Это строка из «Описания местности, занимаемой Тобольской епархией» от 1892 г.: «В селе Ларьякском (Лариатском) выстроена деревянная церковь в 1824 году. Имела один престол во имя Святителя и Чудотворца Николая».
В этой же статье приводится более подробный материал, касающийся затронутой эпохи. Со смешанным чувством жалости и восторга описывает местность близ Ларьяка один из участников поездки по окраинам епархии: «с. Ларьякское — крайний пункт на восток, или скорее несколько на юго-восток епархии. По обыкновению, сельцо убогое, церковь тоже. Но зато какая местность! Нужно вообразить с одной стороны протоку Ваха, да и не одну, впрочем, а затем как бы кольцо, образующееся из кедрового сплошного леса.
...Когда ханты на оленях приезжали в Ларьяк, то упряжек было столько, что по улицам невозможно было пройти. Они привозили мешки с пушниной, бочонки с селедкой, мясо и прочий товар. Надо было видеть ханты в малицах, кисах, в капюшонах. Они мало обращали внимания на мороз и метель. Добрый народ! Сдав груз и получив деньги, гуляли, добродушно разрешая подросткам постарше прокатиться по Ларьяку на оленях».
Вот в таком живописном, лирическом уголке Западной Сибири появился на свет и провел ранние детские годы Владимир Алексеевич Мазин. Милый, бесконечно родной пейзаж, дорогие сердцу дома и лица. Они не покидали воображения Владимира в годы разлуки с привычными местами.
Началась учеба в Ленинградском институте культуры. Жгучие впечатления от прикосновения к историческому прошлому и настоящему великого русского народа не могли вытеснить ностальгию по родным местам, по безвозвратно ушедшему детству:
«Чем длиннее дорога от детства,
Тем сильнее тоска по нему...»
— утверждает поэт в стихотворении «Воспоминания». Восторгающая и слегка пугающая новизна городских картин, щемящее чувство тоски по покинутому, хотя и не навсегда, домашнему родительскому уюту — вот опыт души человеческой, на почве которого врастали многие поэтические творения.
Разумеется, тема деревни, детства, первозданности кедровников, и речных плесов, удивляющих своей простотой, пришедшей из глубины веков, красота произведений рук человеческих, будь то «старинной рубки дом», рыбацкий облас или наркасъюх, струны которого звучали, наверное, с таким же тембром еще во времена населявших когда-то Югорию мамонтов, — все это лишь одна сторона медали.
«Движеньем обнимает время
Дымы рыбацких деревень...»
Поэт не обошел стороной хитросплетений современности, пространственных и временных изломов нашей эпохи.
В наше время невозможно жить людям с развитым воображением. Такие парадоксальные знамения времени, как по-настоящему приблизившийся вдруг конец света, который тысячелетиями держал в страхе божьем миллионы верующих, оказался осуществимой затеей, и реальность ее троекратно обеспечена накопленным на планете ядерным оружием.
С экранов видео-аппаратов на нас обрушивается масса произведений искусства, сопереживая которым надо либо обладать душой размером с Марианскую впадину, либо вообще не иметь таковой.
Поэтому надо всячески ценить и беречь поэтов, поскольку их труд именно с воображением накрепко связан. И результаты его — произведения искусства. К счастью, пока поэты не вымерли как археоптериксы и динозавры, давайте обращаться к их творчеству с вниманием.
В Нижневартовском районе, в окружении священных кедровников, на брегах реки с «удивленным» названием Вах в с. Ларьяк родился Владимир Мазин — сын Алексея Григорьевича Кунина и Екатерины Никифоровны Мазиной. Этот пылкий юноша с искренними порывами, цельной и во многом еще наивной душой жил и рос среди выносливых и крепких людей. Владимир с детских лет обладал способностью слышать и видеть больше, чем сверстники. Он рано почувствовал умение выразить себя в музыке, песне, танце. Предрасположенность к творчеству и сыграла роль в развитии этой одаренной личности. Надо заметить, что многие стихотворения Мазина вызывают у читателя не только эстетически окрашенные чувства, но и раздумья. Какое отношение имеет поэзия к философии? На этот счет существует множество разных мнений, но мне кажется, ближе всего к истине мысль о том, что поэзия и есть философия. Только в особом ее виде. То есть мудрость человеческая и народная принадлежат самой сути поэтического творчества. Все остальные блестящие преимущества и превосходные качества поэзии являются преходящими, и, по большому счету, случайными, необязательными.
Вслушайтесь и прочувствуйте строки:
«И мелодия о счастье,
Тайном смысле бытия
Держит нас в прекрасной власти —
То судьбинушка моя».
Поэт, связав «тайный смысл бытия» со своей судьбой-«судьбинушкой» вновь безмерно обогащает нашу схему, придает ей убедительность и подтверждает достоверность. А какова ПРЕКРАСНАЯ ВЛАСТЬ МЕЛОДИИ!!!
Наверное, не стоит говорить о том, что только серьезные достоинства могут сделать произведение поэтического искусства способными жить не годы, а века. Не случайно известная в России писательница, землячка Владимира, Маргарита Анисимкова причислила Мазина к значительным поэтам Земли Югорской.
Не удержусь от соблазна рассмотреть одно из стихотворений целиком. Вот произведение 1972 года:
«Заря в обской воде устало брезжит...,
Последний луч искрится на волнах,
Туман крадется вдоль по побережью,
И я лечу, как птица в облаках.
Вечерний ветер напрягает руки
И превращает в крылья рукава.
Я улетаю от обидной скуки,
Я нахожу сердечные слова
Об этом крае в кедровом просторе,
Где научился я ценить мечту,
Любить людей и в радости и в горе,
Беречь тайги старинной красоту».
Эти строфы написаны классическим шестистопным ямбом. Пожалуй только в первой строфе двадцатый век выдает себя приблизительной рифмой «брезжит — побережью». В остальном форма стихотворения выдержана в более ранних и строгих традициях.
Основная идея произведения — силы природы влияют на душу поэта. Чувство полета, возникающее во время сильного ветра, рождает в нем вдохновение. Начинается стихотворение с реалистического изображения вечернего пейзажа.
И примечательно, что идея полета реализована уже в первой строфе:
«И я лечу как птица в облаках».
Однако сравнение слабоватое, и Владимир, чувствуя это, находит нужным развить его и разъясняет:
«Вечерний ветер напрягает руки
И превращает в крылья рукава».
И именно тут порыв ветра врывается в пространство стихотворения, оно вдруг наполняется энергией.
Много и хорошо пишет Мазин о лесах, озерах, речных берегах.
«...Песчаный плес на первые лучи
Спросонок отвечает желтым блеском...»
...