Найти тему
Наша Психология

Выученная беспомощность. Что стоит сделать, чтоб от нее избавиться и начать жить свою жизнь

Жизнь нас учит разному: кого-то ходить, кого-то любить, кого-то страдать, а кого-то бездействовать и быть беспомощным. Наверняка вы слышали такое выражение «доброе слово и кошке приятно». И добрые слова лечат, а злые калечат. Еще, может, вы слышали об эксперименте про блох, которых посадили в банку с закрытой крышкой. И эти блохи научились прыгать только на высоту закрытой крышки. Когда убрали крышку, они навсегда остались в этой банке. Блохи не смогли прыгнуть выше. Так же происходит и с человеком, если его постоянно ограничивать в действиях и принятии решений, он учится быть беспомощным, перестает пробовать или сопротивляться событиям. Этот навык распространяется не только на поведение, но и на слова, мысли, доставляя трудности владельцу и всем окружающим.

Процесс этот может начаться в детстве, когда родители сравнивают ребенка с кем бы то ни было, критикуют и оценивают неудачи. Подобные действия вызывают страх сравнения и ошибок. Также они становятся болевой точкой, нажатие на которую вызывает непереносимое ощущение. Тогда становится проще не делать, чем жить в постоянном в предвкушении боли. Но не все идет из детства. Данный синдром можно развить в любом возрасте и с любым значимым лицом: супругом, начальником. Для этого достаточно иметь склонность к жертвенности. И тогда насильник, как магнит, притянется в нужное место. Это всегда процесс двух созависимых людей. Здоровый человек не позволит подобного обращения с собой и выйдет из данных отношений.

Если вы узнаете себя, безынициативность и беспомощность в своих мыслях, действиях, если вам грустно от этого и вы хотите изменить что-то, вот вам алгоритм действий.

Что стоит сделать:

  • Принять решение. Принять решение = сделать выбор. А это уже большой шаг. Это значит, что вы что-то выбираете и от чего-то отказываетесь.
  • Разобраться со страхом. Страх – то чувство, с помощью которого нами можно легко управлять. Но также страх то чувство, с которым можно работать. Если это не прямая угроза вашей жизни, определите, насколько ваш страх реален. Если это психологическое насилие – примите все меры, чтобы выйти из этих отношений и защитить себя.
  • Разобраться со всеми интроектами в вашей голове. В речи интроекты проявляют себя постоянным употреблением слов «надо», «я должен» и «нельзя». Насколько они полезны или вредны для вас? Найдите источник происхождения. Разрушьте ненужное.
  • Всегда задавайте прямые, уточняющие вопросы. Оценить можно только вашу работу, но не вас. В любом процессе могут быть ошибки. Конструктивная критика хороша только в том случае, если из нее можно извлечь пользу. Если вам говорят что-то наподобие «Маша лучше рисует, чем ты», «да ты с такими успехами, только улицы подметать будешь», «ты плохой руководитель», – пропускайте это все мимо ушей. Из оценочного мнения невозможно взять что-то для своего роста. Но можно уточнить: «Что я должен понять из вашего суждения?»
  • Обращайте внимание на свои ощущения, когда слушаете чужое мнение. Что для вас важнее при выборе: ваше желание и мнение или слова авторитетного лица?

Посмотрите на то, как вы делаете выбор и какие решения принимаете. И принимаете ли вообще? Или плывете по течению? Если вы наблюдаете за собой проявление апатии или бездействия, либо оставляете право выбора кому-то другому, то начните с малого. Не пытайтесь коренным образом изменить свою жизнь, делайте маленькие шаги в простых делах. Постепенно привыкая к новым вершинам и горизонтам, расширяйте зону действия на более масштабные и глобальные события в своей жизни. И начните с того, что признайтесь себе в своей беспомощности. Разрешите себе быть неудачником в чем-то. Это позволит вам пройти свой стыд и найти новое решение для данного обстоятельства. Ведь чтобы научиться чему-то новому в любом возрасте, необходимо честно сказать себе, что я до сих пор еще этого не умею.

Автор: Елена Липкина, психолог, гештальт-терапевт