Найти тему
Severius

Как связать автодорогой Омскую и Томскую область?

В настоящее время Омская и Томская область имеют 200 км общей границы, но при этом нет ни одной дороги соединяющей две области. Есть только платный зимник Игол - Орловка который соединяет Новосибирскую и Томскую область недалеко от Омской области. Его содержат нефтяники и проезд на легковушке по нему весьма сложен.

Зимник Орловка - Игол
Зимник Орловка - Игол

А ведь еще в советские годы существовал проект по строительству трассы которая кратчайшим путем соединила бы Омск и Нижневартовск. Ее даже начали строить, со стороны Омской области дорога дошла до деревни Саратовка, а со стороны Томской области построена "бетонка" до вахтового поселка Игол, не успели построить всего 90 км. Причем проект тогда был комплексный, кроме дороги планировалось построить еще и газопровод, чтобы газом с Васюганских месторождений газифицировать север Омской области. Томская область должна была поставлять газ, а обратно из Омской области по дороге должны были ездить рабочие для работы на месторождениях, так как места там безлюдные и своих местных рабочих не хватало. Проект пытались продолжить и в начале 90-х, но сил уже не осталось. В итоге на севере Омской области даже райцентры до сих пор живут без газа (хотя до ближайших месторождений примерно всего 150 км), а нефтяникам и газовикам попасть на месторождения можно только зимой по зимникам или на вертолете.

В сытые "нулевые" возник другой не менее масштабный проект - построить федеральную трассу Тобольск - Тара - Томск. Ее даже начали строить, именно с этой трассой связывали появление красивого арочного моста через Иртыш в Таре, но потом начался экономический кризис 2008-2009 годов и стройка снова заглохла. Те, кому приходилось ездить по маршруту от Тары до Седельниково знают что проехав по новому мосту, еще примерно 15 км идет отличнейший асфальт проложенный дорожниками из Ханты-Мансийска, и затем идет 10-километровый щебеночный разрыв до старой асфальтовой дороги на Седельниково. Эти 10 км просто не успели достроить до кризиса и вот не могут заасфальтировать уже 12 лет. Сейчас об этом проекте только говорят, стоимость трассы только по территории Омской области оценивается примерно в 20 млрд. рублей.

Самсоновский мост через Иртыш
Самсоновский мост через Иртыш

Все эти проекты были бы очень полезны. Между старейшими городами Сибири Тарой и Тобольском нет асфальтовой дороги, а она могла бы разгрузить трассу Омск - Тюмень которая имеет репутацию "трассы смерти" из за своей перегруженности и аварийности. По этой дороге было бы проще добираться из Омска на Тобольск и дальше на Сургут и Ханты-Мансийск. Ну а если бы была дорога от Омска до Васюгана, это бы примерно на 500 км сократило путь от Омска до Нижневартовска и Стрежевого. К тому же с Томским севером связана будет не только Омская область, но и обширная западная часть Новосибирской области. По трассе можно вывозить на юг лес, а на север везти местную сельхозпродукцию.

Для справедливости, нужно сказать, что граница между областями проходит по Васюганским болотам, это самые большие болота в мире. Поэтому конечно любое строительство здесь будет очень дорогим и сложным. Но строить дороги по болотам все-таки возможно, весь Ханты-Мансийский автономный округ по сути сплошное болото, и тем не менее там смогли построить автомобильные и железные дороги и большие города. Но за то здесь еще нет вечной мерзлоты, да и климат вполне на уровне средних широт.

Васюганские болота
Васюганские болота

Изучив карту и предшествующие проекты можно выделить три основных варианта маршрута трассы - Крапивинский, Саратовский и Орловский. В каждом таком маршруте учитывались подъездные пути с трех основных направлений - с Омска, Тары (а значит и в перспективе из Тобольска) и с Чанов (поселок Чаны представляет запад Новосибирской области). Крапивинский маршрут должен пройти через север Тарского района и Крапивинское месторождение. Саратовский маршрут повторяет еще советский проект. Орловский маршрут по сути уже существует в виде функционирующего зимника, частично он проходит по территории Новосибирской области.

Варианты маршрутов
Варианты маршрутов

Лично мне больше нравится Саратовский маршрут, на нем на первый взгляд предстоит немного меньше работ, а значит и затрат, и он как-то равноудален от основных городов.

-5

Но, думаю, финальное решение должно быть принято по результатам разведки местности, то есть там где болото более годится для прокладки трассы, там она и пройдет!