Найти в Дзене
56-я Параллель

Результаты Холодной войны СССР и США выявили несколько проблем в советской истребительной авиации

Результатом Холодной войны и напряженного противостояния СССР и США в послевоенное время впечатляют даже сегодня.

В октябре 1959 года над территорией КНР и в 1962 над Кубой, советскими зенитными ракетами С-75 были сбиты самолеты разведчики Тайваня и США. Во время войны во Вьетнаме С-75 ежемесячно сбивали более десятка самолетов.

Все это привело руководство Советского союза к мнению, что именно ракеты делают рубежи ПВО непреодолимыми. А вот летчики постоянно пытались доказывать ошибочность данной теории.

Летчики Липецкого центра боевого применения ЦБП на фронтовом истребителе-бомбардировщике Су-7, который впоследствии и стал родоначальником всех современных многофункциональных самолетов, решили доказать, что они пройдут, казалось бы непреодолимый рубеж ПВО советских войск.

Су-7
Су-7

Расположенный недалеко от города ракетно-зенитный дивизион ПВО был выбран для эксперимента. Летчик Илья Качоровский на Су-7 взлетел с военного аэродрома г. Липецка, набрал высоту порядка 3000 метров и связался с операторами станции ПВО, и предупредил их, что бы они наблюдали за его полетом.

После чего нырнул вниз на высоту порядка 50-ти метров, и продолжил полет на скорости 1000 км/ч. Вышел на них, сделал переворот на горке, выполнив атаку, снизился опять на 50 метров и пошел обратно на аэродром. После чего от операторов поступило сообщение, что после того, как самолет ушел вниз, операторы ПВО его вообще больше не видели.

Позже этот эксперимент летчики Липецкого ЦБП повторили в ночное время в составе группировки самолетов. Но тогда чрезмерное увлечение ракетной техникой чуть не погубило истребительную авиацию.

Истребителю тогда перешли практически на один единственный способ ведения боевых действий – перехват. На истребители перестали устанавливать пушечное вооружение.

Арабо-израильская война показала, что даже после ракетной атаки с истребителей, все равно происходит маневренный бой. После чего снова стали обращать внимание на маневренность советских истребителей. Также стало понятно, что на истребители нужно было вернуть пушки.

6-ти дневная Арабо-израильская война 1967 года выявила еще одну проблему.

Капониры усиленного типа для летательных аппаратов фронтовой авиации
Капониры усиленного типа для летательных аппаратов фронтовой авиации

После того, как не успев взлететь с открытых стоянок, были уничтожены почти 400 самолетов египетских ВВС, остро стал вопрос, как защищать авиацию на аэродромах от ударов с воздуха и при этом быть всегда в состоянии боевой готовности.

В Липецком центре боевого применения (ЦБП) было решено воспользоваться опытом НАТО, и строить небольшие, открытые с торцов, одноместные железобетонные ангары.

Одновременно важно было понять, как уничтожить самолеты противника, находящиеся в таком укрытии. Бомбардировщикам не удавалось попасть по такому укрытию. Запущенные с истребителей управляемые ракеты попадали, но не смогла пробить этот капонир.

И неожиданно пришла мысль применить так называемое топмачтовое бомбометание, применяемое во время Второй мировой в морской авиации для поражения кораблей противника. Отличие заключалось лишь в том, что сброшенная с малой высоты бомба рикошетила от земли и залетала под укрытие.

В результате полученного опыта в 68-ом году это решение по строительству капонирных укрытий для истребительной советской авиации и авиации союзников были одобрены непосредственно в Министерстве обороны СССР и строительство начали с территорий приграничных военных округов.

В период с 68-го по 86-й год на территории СССР и за ее пределами военно-строительные формирования построили порядка 4 тыс. тяжелых арочных железобетонных укрытий, в том числе и легкие стальные укрытия с земляными насыпями, которые считались менее затратными.

Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и обязательно оставлять комментарии.

Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ