Привычка заказывать продукты, готовую еду и различные товары с доставкой на дом в период самоизоляции только укрепилась. И даже сейчас, когда людям сидеть в четырёх стенах уже не обязательно, далеко не все стремятся посещать офлайн-магазины: очень удобно оказалось получать всё необходимое, не вставая с дивана. Очевидно, что направление продолжит активно развиваться и впредь. В выигрыше останутся те компании, которые точно знают, что, как и для кого продавать. Однако, выходя на рынок доставки, нельзя забывать, что и конкуренция в этом сегменте велика. Поэтому необходимо сразу понимать, насколько ваши услуги нужны в конкретном районе и много ли людей в этой локации готовы стать вашими клиентами. Рассказываем, как можно выяснить это с помощью сервисов геомаркетинга.
📍Заказать анализ геоданных📍
Кому и зачем нужна геоаналитика❓
Геоаналитика — сбор и обработка большого массива информации о населении, его численности и плотности, распределении по заданной территории, а также о пешеходных и транспортных зонах, наличии коммерческих объектов, присутствии конкурентов и многих других параметров, которые могут влиять на эффективность бизнеса. Комплексный анализ превращает такие сведения в довольно мощный и эффективный инструмент продаж: он помогает быстро оценить потенциал рынка и правильно себя на нём позиционировать. Где открыть новый магазин или установить АЗС? Какие группы товаров слабо представлены в конкретном районе? Какая локация предпочтительнее для открытия ресторана с высоким средним чеком?
Что важно, анализу подлежит именно обезличенный массив данных, не привязанный к конкретным людям. Таким образом не нарушается федеральный закон, охраняющий персональные данные граждан.
С помощью геоаналитики обычно ищут места для размещения магазинов, гостиниц, аптек, отделений банка, фитнес-центров, салонов красоты, но механизм применим и ко многим другим отраслям. При этом технология актуальна как для тех, кто только собирается открыть своё дело, так и для тех, кто задумался о расширении бизнеса.
Давайте разберёмся, как это работает. Рассмотрим два примера: выбор оптимального места под размещение пункта самовывоза, а также поиск свободных ниш для доставки готовой еды и точки, откуда она будет доставляться.
🗺 Выбор локации для пункта выдачи заказов
Правильный подход к поиску места под размещение пункта выдачи заказов даёт возможность примерно на треть сократить количество курьеров, бюджет и время на доставку. Растут и шансы получать больше заказов: совершая покупку, клиент ориентируется также на удобство её получения.
Для достоверных результатов необходимо ориентироваться на конкретный способ доставки — пешком или на транспорте.
Можно выделить несколько видов зон: пешеходные, транспортные, радиусы с препятствиями и без, произвольные. Допустим, необходимо расположить новый пункт вывоза заказов (ПВЗ) максимум в 15 минутах от потребителей. Мы отмечаем местоположение существующих ПВЗ, строим зоны с учётом времени доставки и накладываем их на карту. Выполняем аналогичное зонирование для точек конкурентов. Проанализировав все данные вкупе, удаётся найти неохваченные локации — те, где явно недостаточно имеющихся пунктов вывоза. После этого рассчитываем другие геомаркетинговые метрики: тип домов, категорию населения, покупательскую способность и другие параметры — они позволяют сделать вывод, находятся ли в данной локации ваши потенциальные клиенты и сколько их. Таким образом, мы получаем конкретные точки, где новый ПВЗ с высокой долей вероятности будет востребован.
Сразу оговоримся: в высококонкурентных районах крупных городов таких локаций может не быть и тогда основная борьба разворачивается в других плоскостях — например, придётся опережать конкурентов в скорости доставки или предлагать клиентам продукты с добавочной ценностью.
Для размещения ПВЗ на удалённых территориях можно учесть сезонный трафик, например рассчитав количество людей, уезжающих на дачи.
На комплексный анализ с учётом всех метрик в городах-миллионниках профессиональной системе требуется менее одного дня. Собрать и обработать подобную информацию можно и вручную, но это займёт намного больше времени.
🥡 Выбор ближайшей точки доставки готовой еды
В этот раз ставим задачу открыть в большом городе точку доставки еды и определиться с её специализацией — будет ли, например, это пицца, суши или вегетарианские блюда. На спрос будут влиять такие метрики: численность населения, гендерное распределение, количество работающих, уровень их доходов, а также насыщенность рынка едой определённой кухни. Данные можно отобразить на карте и получить наглядную визуализацию.
Таким образом мы получаем зоны максимального и минимального интереса — те, которые наиболее или наименее пригодны для открытия ресторана с точки зрения возможностей целевой аудитории.
Теперь изучим ситуацию с конкурентами. Нанесём на карту существующие рестораны доставки, оценим плотность их распределения, из открытых источников узнаем, на какие кухни они сориентированы, и также отразим эти моменты на тепловых картах. Так мы получим наглядное представление об обеспеченности доставкой той или иной кухни и видим, какая из них имеет потенциал на данной территории.
По аналогии можно сравнить зоны покрытия разными кухнями для офлайн-точек — не все и не всегда заказывают еду домой, многие по-прежнему предпочитают ходить в рестораны или брать блюда навынос. Наложив карты друг на друга, увидим тепловую карту индекса конкуренции и определим локации, где он ниже всего.
На итоговой тепловой карте уже можно определить локации, перспективные с точки зрения обоих индексов. Их рейтинг определяется с помощью микроанализа — построения транспортных зон для каждой локации и изучения метрик этих зон — то же самое, что требовалось сделать при выборе точек для пунктов выдачи заказов. Проанализировав все параметры, вы находите локацию, максимально подходящую по факторам конкуренции и возможностей целевой аудитории.
Компаниям, которые работают в сфере ритейла, общепита или гостиничного бизнеса, необходимо помнить, что выводы, полученные в результате обезличенного анализа данных мобильного оператора, можно подкрепить и дополнить иной информацией: о городской инфраструктуре, свободных коммерческих помещениях и так далее. Полученные данные можно наложить на одну карту для наиболее точного результата.
Наконец, компаниям, которые ориентируются на онлайн-торговлю, нужно помнить, что важнее расположение не на первой линии и в трафиковых местах, а на точках, которые максимально доступно охватывают большее население в домах в пеших зонах. Следование такому принципу позволяет быстрее доставлять заказы и успешнее конкурировать на рынке. После начала пандемии в крупных городах освободилось много коммерческих помещений, поэтому все варианты даже в рамках приоритетной зоны размещения следует тщательно анализировать и сравнивать.
Заказать анализ геоданных
Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.
Ещё статьи:
🔴 Как небольшим магазинам организовать доставку продуктов по району
🔴 В каких случаях сотрудника можно заменить чат-ботом
🔴 Рассказываем, где открыть магазин, чтобы всегда был поток клиентов