Незавершенный маршрут не давал спокойно спать, а потому, совершенно неожиданно для самих себя, мы сорвались двумя машинами его докатывать. В прошлый раз нам не удалось доехать до конца. Добрались до снежных завалов и развернулись, пробиваться дальше не было никакого желания. Теперь же, в октябре, снег уже точно исчез(и даже снова выпал, но растаял перед нашим приездом), а мы были полны решимости доехать до конца.
До крайней точки прошлой поездки доехали довольно быстро, а вот дальше стало хуже. Оказалось, что в прошлый раз нам оставалось преодолеть буквально пару подъёмов, и вот он — второй и последний пограничный КПП. Сложности же заключились в том, что в столь крутые подъёмы ШНиве не хватает сочетания стокового двигателя со стоковой трансмиссией, чтобы нормально крутить 29" тапки. Оттого — постоянная работа сцеплением и остановки в самых неподходящих местах.
Чем дальше в горы — тем круче подъёмы. Нехватка 1:3 ощущалась как никогда.
Тяжко, конечно, на 29" было подниматься. Но, пожалуй, на 26" сюда и соваться не имело бы смысла, не хватило бы клиренса.
После самого непростого подъёма, где дохлым подкапотными коням ШНивы потребовалась поддержка в виде двух человеческих сил, наконец добираемся до погранцов.
Во время краткой передышки узнаём у пограничников, есть ли у нас шансы добраться до озера, на что получаем ответ:"Ну, на ниве можно попытаться… Но вообще туда на камазах не забраться, и уже год как никто по ней не ездил."
Вдохновившись частью ответа про ниву, ведь бусик, оснащённый блокировками и 145-сильным мотором справлялся со всеми подъёмами без проблем, и полностью пропустив мимо ушей часть про камазы, начинаем восхождение.
Также нам сказали, что впереди всё завалено камнями, но от какого-то "поворота" дорога в полном порядке, потому нам необходимо до оного поворота добраться, а дальше дело в шляпе.
Посчитав, что те самые камни — это сошедший сель, мы начинаем медленно, но верно подниматься.
Подъём занял пару часов, а подробней о нём в видео.
Наконец мы преодолеваем сель и осуществляем пешую разведку.
Тут-то и приходит осознание, что несколько часов мы потратили на цветочки, а ягодки впереди. Дорога завалена огромными валунами, лебедиться не за что, деревья на такой высоте уже не растут, а крутизна подъёмов поражает. Впереди же нас ждёт еще один сель, через который перебраться по силам разве что гусеничной технике. Конечно, будь у нас неделя в запасе, мы могли бы отгрохать там целый автобан. Но в запасе у нас было всего два дня, в которые хотелось бы еще и отдохнуть. Так что на озеро идём пешком.
Высота озера чуть менее 2900 метров, и высота эта действительно ощущается. Идти тяжело, особенно в такие крутые подъёмы. Каждые сто метров нам требовался привал. Усугубило ситуацию то, что пошли мы не по пешеходной тропе, а по дороге, которая и в самом деле оказалась в приличном состоянии. Только вот петляния по ней очень сильно растянули маршрут. Обратный путь по тропе занял в разы меньше времени.
Когда мы наконец добрались до озера, солнце уже начало прятаться за вершинами хребтов, так что пришлось торопиться к машинам. Ходить по незнакомым горам в сумерках без фонарей — то еще удовольствие.
Само же озеро Нахар оказалось довольно красивым, но, честно говоря, ожиданий не оправдало. Возможно, дело в серых берегах без растительности или в усталости, заработанной по пути, но озеро не произвело должного впечатления. По крайней мере, на меня.
В окрестностях озера довольно много памятников
Добравшись до автомобилей, разворачиваемся и пускаемся в обратный путь — к выезду из погранзоны. К сожалению, в ней не нашлось мест, в которых хотелось бы встать лагерем.
А вот на выезде есть отличное место — то ли домик лесорубов, то ли рыбаков-охотников. Так или иначе, останавливаемся в нём.
На следующий день еще немного бродим по окрестностям и довольные отправляемся домой — ведь мы всё-таки добили маршрут до конца, хоть часть и пришлось идти пешком.