Найти в Дзене
Oleg Alifanov

Миф об англосаксонском братстве

«Англосакс» – термин коварный. Обычно его употребляют, вообще не понимая сути дела. Кажется, что это какое-то племя, цивилизовавшееся в Англии и переехавшее в Америку. Братья по океану. Это конечно полная чушь.

Дело в пиаре, развёрнутом Британией после Второй Мировой, когда лидерство США стало явным, и Империи нужно было прицепиться к мощному локомотиву. США предпочитали более взвешенные формулировки.

Отношения в буйной паре участников, формировавших мировую повестку, прошли стадию бузотёрства со стороны США, серьёзную, но короткую стадию противостояния равных и после ВМВ перевернулись песочными часами до стадии «палки в колёса» со стороны Британии, а, если называть вещи своими именами, террористической эпохи. Это напоминает жизнь, когда подросток пакостит взрослому из глупости, получая в ответ порцию розог, потом взрослые дядьки более-менее по правилам умничают в боксе, а напоследок постаревший маразматик строчит поклёпы и поджигает дверь зрелому племянничку, отжавшему дом.

Эдуард VII, "дядя Европы". Племянничку Николаю устроил террористический бум.
Эдуард VII, "дядя Европы". Племянничку Николаю устроил террористический бум.
Когда-то, во второй стадии, в политический лексикон затащили словечко «англосаксонский», призванное маскировать истинные отношения в семье мафиози. Живые обитатели коммуналки орали друг на друга и плевали в кастрюли, но пугало «Англосакс» выглядывало из бойницы дома, чтобы конкуренты не подумали чего доброго, что в семье неурядицы, и её можно расколоть по линии «сын на отца». Это сработало настолько хорошо, что и сегодня картонному менту кладут деньги в обе руки, просто проезжая мимо.

В истории смены мировых лидеров это единственный случай, когда она произошла в результате войны по одну сторону, а не прямого лобового столкновения. Это породило и по сей день определяет немыслимую аберрацию «англосаксонское единство». Это производная от ещё одного уникального факта, что элита страны-лузера осталась физически нетронутой, а просто ограбленной.

Поглядим на двух действующих лиц "англосаксонской" комедии положений.

Король Эдуард VII правил с 22 января 1901 по 6 мая 1910.

Президент Теодор Рузвельт находился у власти с 14 сентября 1901 по 4 марта 1909.

В одно время. Это, вероятно, случайность. Но есть вопросы.

Не будет преувеличением сказать, что именно эта пара (со всей труппой актёров второго плана и так называемой закулисой) и создали большой миф братства англосаксонских народов.

Теодор Рузвельт, "дядя Сэм"
Теодор Рузвельт, "дядя Сэм"

Основа конструкции двух мировых войн XX века (на самом деле, одна война с перемирием) – это попытка предупредить Британией опережающий рост Германии, России и США, каждая из которых в мирном развитии могла обогнать Британию в Европе, Азии и во всём мире соответственно. ПМВ положила конец региональным конкурентам, но глобальный вырос и накачал невиданную мускулатуру.

Незадолго до избрания Теодора Рузвельта США впервые показали зубы далеко от своего континента. Противник был, конечно, увядающий, но в прошлом – держава первого ранга, а некогда даже и мировой лидер: Испания. В короткой войне (короткой, потому что ни у кого не было союзников) США отпилили Кубу, Пуэрто-Рико и... барабанная дробь... Филиппины. А вот это было уже слишком. Филиппины нарушили собственную доктрину США, ограничивавшую их деятельность Америками. Доктрина Монро была придумана против Франции, Испании и Британии. Англичане, правда, отчаянно пытались составить совместную декларацию, но американцы, консультируемые Александром I, в решающий момент врубили заднюю и выступили соло. Британии пришлось от прямой реколонизации Латинской Америки отказаться, и с тех пор местные республики представляют собой арену подковёрной битвы англосаксонских гигантов, – с плачевными последствиями для наследников Боливара.

Король с сигарой. Есть устойчивое мнение, что он - настоящий отец Уинстона Черчилля.
Король с сигарой. Есть устойчивое мнение, что он - настоящий отец Уинстона Черчилля.

Надо сказать, США от своей дерзости с прямым вторжением в Азию сами несколько оробели. До того схема была простой: они вскрывали кубышки Японии и Китая для торговли, но ничего не оккупировали. Поэтому США, дабы не подпустить военными барабанами какофонию в концерт держав, предпочли уже захваченные испанские владения – купить! Почему? Да страшно было, что взрослые подумают. («А что? Тут люди торговали, мы просто дали хорошую цену! Там не было написано, что Азия».)

На самом деле, обе стороны пытались военного конфликта избежать. Испания понятно почему, а США предпочитали вытеснять противников финансово-торговой толкотнёй, что повсеместно в Америках им удавалось. Помним, сколько усилий пришлось приложить международно признанному Техасу, чтобы присоединиться к США. А вот Британии страстно хотелось вытянуть хитрого лиса из глубокой изоляционистской норы. Учитывая, что война началась с потоплением в Гаване броненосца «Мэн», и принимая во внимание тотальный шпионаж Британии на флотах всего мира, можно сделать вывод о возможной причастности её к началу вооружённого конфликта.

Рэндольф Черчилль, американка, любовница принца Уэльского и мать Уинстона. Некоторое время издавала альманах с характерным названием "Англо-саксонское ревью"
Рэндольф Черчилль, американка, любовница принца Уэльского и мать Уинстона. Некоторое время издавала альманах с характерным названием "Англо-саксонское ревью"

К слову, филиппинский казус американцы так и не смогли разрешить в рамках своей экспансионистской доктрины «открытых дверей», и ими пришлось пожертвовать в 1946. Англичане, отчаянно пытаясь сохранить свою колониальную империю незыблемой, всё время тыкали американцев носом в эту кучу островов. Осознавая, что стоит на кону, американцы в итоге подарили токсичные Филиппины филиппинцам, конечно, насадив там все атрибуты своей политической системы и попутно заменив испанский язык на свой. Филиппины сейчас послушно замыкают американский морской контур против континентального Китая, находящегося под управлением «коммунистов», созданных английским Коминтерном против засилья в Гоминьдане США.

Именно в период подготовки Великой войны Британия устами нового короля попыталась надуть нового президента разговорами об англосаксонском братстве. Предложение звучало недвусмысленно: Эдуард предложил поделить мир в лучших английских традициях раздела сфер влияния. Рузвельт держал ухо востро и вежливо отговорился, заменив расовое братство на удобное англоязычное понимание (язык – дело политическое, филиппинцы это знают). Мы говорим с вами на одном языке – эта фраза звучит двусмысленно на всех языках. В ответ на прямолинейное: «мы держим Суэц, вы – Панаму...» американцы протроллили англичан предложением (тут барабанная дробь, замер весь концерт держав...) обменять Филиппины на Канаду!

А что такого?? Ну должна же быть логика, в самом деле, братья. Если Азия - вам, то Америка - нам.

Альманах был дорогим изданием. В число его подписчиков входили первые лица "англосаксов" по обе стороны океана (а больше никто). Издание было прекращено, когда принц стал королём и взял дело в свои руки.
Альманах был дорогим изданием. В число его подписчиков входили первые лица "англосаксов" по обе стороны океана (а больше никто). Издание было прекращено, когда принц стал королём и взял дело в свои руки.

«Англосаксы» – термин обманчивый. Всем кажется, что какое-то племя, цивилизовавшееся в Англии, облюбовало и Америку. Братья по крови. Брак по любви. Любовь до гроба. Это конечно чушь.

С англами вроде понятно. Это эвфемизм английского языка. Что с саксами? Британией правит Саксен-Кобург-Готская ветвь, сменившая Ганноверскую после смерти королевы Виктории (она тоже частично сакс, но числилась от ганноверских). Первый истинно англосаксонский (Саксен-Кобург-Готский) монарх – как раз этот самый Эдуард VII. (В 1917 они переименовались в Виндзоров по политическим мотивам.)

Рузвельты – это тоже саксы. Их родина – Голландия. То есть до этих двух деятелей никаких англосаксонских параллельных братьев в политической истории не было и быть не могло.

Теперь вернёмся к началу и посмотрим на сроки правления акторов. Они совпадают. Но Эдуард взошёл на престол раньше. А Рузвельт получил президентство в результате удачного покушения на Мак-Кинли. А вер ист даст Мак-Кинли? Во-первых, конечно, совсем не расово-культурный англосакс.

Мак-Кинли, человек-гора. Самая высокая в Северной Америке.
Мак-Кинли, человек-гора. Самая высокая в Северной Америке.

А во-вторых, это тот самый, который отказался от доктрины Монро. Не побоялся аннексировать Гавайи и воевать Испанию, «купить» Гуам и Филиппины. Крайний протекционист. Ввёл убийственный для англичан 57% таможенный тариф. Добил введением золотого стандарта.

Кто его убил? Анархист с подставной фамилией и национальностью (не англосакс – и ладно). А кто такие американские анархисты? Это те, кто подарил половине России возможность провести на дачах Первое мая. Шпионы.

То есть, предложение Эдуарда Теодору звучит как бы по-семейному, даже, по-братски: мы оба крутые немцы саксы, оба болтаем по-английски, так что же, мы не поделим этот чёртов мир?..

Казалось бы, заманчиво. А на самом деле? «Вам Панамский канал, нам Суэц – и весь мир наш, англосаксонский

Э, парень, постой-постой. «Наш, англосаксонский - это в каких долях?» – это как бы не 20/80? Что Панама и что Суэц? Панама – это тщедушные Америки, и без того наши. А Суэц – это Европа+Азия+Африка. То есть, предложение Британии об англосаксонском «братстве» звучало угрозой: ступайте-ка, братья, обратно в свои Америки и не суйте носа в Старый Свет, англо-, понимаешь, язычники. Мы там сами саксы-с-усаксы. (Да, скифы готы мы, да азиаты мы.) Впрочем, предложение звучало мирно, даже дружески.

Переговоры в Портсмуте. Сами-с-усами. Теодор в центре. Витте сидит, не из уважения, а... ростом не вышел.
Переговоры в Портсмуте. Сами-с-усами. Теодор в центре. Витте сидит, не из уважения, а... ростом не вышел.

Но заокеанский сакс заокеанскому саксу не англ.

Америка начала вежливо пятиться к своей норе. Охота на лис началась.

Здесь Витте поставили вперёд, чтобы его преимущество в росте объяснялось эффектом перспективы.
Здесь Витте поставили вперёд, чтобы его преимущество в росте объяснялось эффектом перспективы.

В Портсмуте Рузвельт ультимативно потребовал у японцев (англичан) ослабить нажим и отказаться от чрезмерных требований к России. Следующие англо-японские договоры были отчётливо антиамериканскими. Избавиться (частично) от опасного союза США удалось только на Вашингтонской конференции 1921.

Продолжу о «братстве» в ПМВ и ВМВ, если будет спрос.

Концерт двух держав
Концерт двух держав

По теме: Как США отняли у Британии Кувейт

По теме: Когда закончится англо-американская война в Палестине

По теме: Битва за Германию после 2МВ