Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

7 способов писать каллиграфической кистью: показываю разные виды линий и пятен

Набросок, выполненный кистями для каллиграфии
Набросок, выполненный кистями для каллиграфии

Каллиграфические кисти обладают большими возможностями. Они пришли к нам из Древнего Китая и используются теперь не только для каллиграфии и китайской живописи, но и в европейской традиции. Китайские кисти красивы, прочны, удобны для любого манёвра и при этом недороги. Это удивительное сочетание цены и качества привлекает всех художников, работающих с водорастворимыми красками.

Интересный факт: в древности кисти для каллиграфии делали по очень сложной технологии, в семьдесят этапов. Сейчас процесс упростился, но полностью автоматизировать его не удалось – для завершённого вида пучок ворса катают во рту языком. Так кисть становится округлой и упругой.

Рассмотрим несколько приёмов работы каллиграфической кистью

Сразу оговорюсь, что эти пробы не имеют ничего общего с китайской живописью. Это просто тесты кисти для акварели.

  1. Если наполненной кистью коснуться бумаги, провести тонкую линию, потом усилить нажатие и снова ослабить его, то получится веретенообразное пятно.
Тесты 1–5, лист А4
Тесты 1–5, лист А4

2. Если наполненная кисть располагается вертикально, то ей можно провести длинную широкую полосу. В одно движение можно закрасить большую площадь, краски хватит!

3. Снова используем краску однократного наполнения кисти. Ряд коротких наклонных мазков сливается в единое полотно, особенно если продолжить работу таким же рядом. Я специально взяла бумагу для черчения, которая быстро сохнет, чтобы показать направление кисти. На более подходящей бумаге таким методом можно залить ровную поверхность – небо, например.

4. Тонкая линия. Можно задать ей какой угодно путь, острый кончик справится. И краски в теле кисти хватит надолго.

5. Если кисть с краской разделить на несколько вершин (сделать из влажной кисти веер пальцами), то одним движением можно нанести сразу несколько штрихов. Волосы, шерсть, трава или штриховка для выявления формы – всё сделает каллиграфическая кисть.

Тесты 6–7, лист А4
Тесты 6–7, лист А4

6. А можно намешать в палитре несколько цветов и сделать градиент. Даже на неподходящей бумаге получаются плавные переходы. Пятна на коричневой области – это остатки синей краски, которые я запустила во влажную среду каплями.

7. Вы уже поняли, что наполненная краской кисть за один раз покрывает большую площадь. А раз пятно сделано быстро, то его состояние однородно по влажности. И ценность в том, что в таком пятне можно нарисовать линейный узор, который будет выглядеть пушистой ниточкой. Также можно нанести штриховку по-мокрому.

Набросок, выполненный каллиграфической кистью
Набросок, выполненный каллиграфической кистью
Многие акварелисты высоко ценят каллиграфические кисти. Присоединяйтесь!

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

#акварель_кс

Начало темы здесь: Почему каллиграфические кисти хороши в акварели