Многое изменилось в России во время правления Петра I. На хмурых берегах Балтийского моря в устье полноводной Невы-реки царь основал новую столицу, задумав её как европейский город. И строили его иностранцы — по планам. И украшали в основном иностранные мастера. Или русские, прошедшие выучку за рубежом. Так что встала на краю Российской империи европейская столица с храмами, похожими на европейские. И иконы, которые вносили в эти храмы, и стенопись тоже стали похожи на европейскую стенопись и картины.
На Заячьем острове, где первоначально мыслился центр города, встал собор святых апостолов Петра и Павла. Красивый собор. Нарядный. Со стройной колокольней. Венчает колокольню шпиль с ангелом — благословляет ангел молодую столицу молодой империи. Давно уж собор стал усыпальницей русских императоров. Лежат они тут рядами, как в Архангельском соборе Московского Кремля лежат великие князья и первые цари Русского царства.
И в Петропавловском соборе, как некогда в Успенском, над могилами — золочёный иконостас, украшенный богатой скульптурой. Только иконостас этот — не главная икона храма, на которой изображалось Явление Спасителя молящимся, а пышная триумфальная арка со скульптурой и иконами. Такими арками когда-то императорский Рим встречал победителей. Такие арки строились в Петровой столице по случаю всевозможных торжеств. Красиво... Но главный смысл иконостаса был потерян.
Посмотрите, как живописец изображает ангелов, — они очень похожи на амурчиков-путти на картинах западноевропейских художников. Вон с каким любопытством один из них шаловливо заглядывает в книгу! Как увлечённо художник работал над образом архангела Гавриила, как тонко и старательно выписал локоны его золотых волос — так и хочется к ним прикоснуться! И без конца любоваться лилиями в руке архангела, изысканным сочетанием зелёного и розового, оттенённым золотисто-белым в центре картины.
Художник Нового времени истово служит своему искусству, радуясь обретённой способности своей кистью убедительно и красиво изображать живой земной мир.
Кто посмеет сказать, что Владимир Боровиковский писал Благовещение для царских врат Казанского собора — того, что раскрывает крылья своей колоннады навстречу Невскому проспекту, — без чувства благоговения? Юная Дева Мария в этой двухчастной композиции — это прекраснейшая, кроткая, нежная и невинная земная девушка. И архангел — просто ангельски красивый юноша, написанный убедительно и обликом своим радующий глаз человеческий.
В XIX веке наибольшее распространение в столицах и больших городах получили иконы академического письма — очень грамотно выполненные, иконографически правильные, богато украшенные позолотой, в серебряных и золотых или золочёных ризах, нередко убранных дорогими каменьями. Можно даже сказать, что иконописание как Священное Писание образами превращается в иконопись — одну из разновидностей живописи. И иконы для столичных храмов теперь пишут образованные, обученные в Академии художеств живописцы. И святые изображаются во плоти, анатомически правильно. События Священного Писания превращаются в сцены человеческой жизни — иногда возвышенные, иногда будничные. И изображаются на картинах исторического жанра.
Нонна Яковлева
Книги для семейного чтения: «Жемчужное ожерелье Северной Руси» , «Русь златоглавая», «Держава Московская», «Путешествие в культуру. По дороге к храму», «Русская икона»