Найти тему

О том, как "Сто дней после детства" длятся годы

Оглавление

Постер фильма "Сто дней после детства", 1975 год, СССР
Постер фильма "Сто дней после детства", 1975 год, СССР

В 1975 году на экраны кинотеатров СССР вышел третий полнометражный фильм замечательного режиссёра Сергея Соловьёва «Сто дней после детства».

Я не могу вспомнить, когда посмотрел его впервые. В 1975 году я был совсем маленьким и на этот фильм в кинотеатры, уж конечно, меня не водили.

Вероятно, впервые я осознал этот фильм как часть личной биографии, когда мне было около тридцати лет. То есть, столько же, сколько режиссёру, когда он снял это кино.

Фильм стал для меня драгоценнейшим переживанием. И каждый раз, когда я пересматриваю его или просто думаю о нём, чувствую себя счастливым.

Кадр из фильма "Сто дней после детства", 1975 год. Режиссёр Сергей Соловьёв
Кадр из фильма "Сто дней после детства", 1975 год. Режиссёр Сергей Соловьёв
Кадр из фильма "Сто дней после детства", реж. Сергей Соловьёв, 1975 год.
Кадр из фильма "Сто дней после детства", реж. Сергей Соловьёв, 1975 год.

Есть фильмы – узорчатые шкатулки, которые не содержат ничего ценного.

Есть фильмы – простецкие сундучки, а в них – изумруды и опалы.

Есть, конечно, шкатулки с драгоценностями и лари с непонятным содержимым.

А есть волшебные и невидимые и хранят они волшебное и невидимое. Узнаешь их по особой горечи и особому же счастью. И благодаришь бесконечно создателя, что эта горечь и это счастье не прошли мимо тебя, ты разглядел их – не по своим заслугам, которых нет, а по благодати и милости. Разглядел, согрел и – не удержал. Потому, что невозможно удержать. Можно лишь любоваться и вечно отпускать.

Ты узнаёшь нечто важное о себе и о мире, нечто подлинное. Ты мучаешься над загадкой жизни - и вдруг всё становится понятным.

Удержать это поэтическое понимание невозможно. Только любоваться и благодарить. Искать самому. Поверь в то, что и сам ты - поэт.

Кадр из фильма "Сто дней после детства". Слева - Соня Загремухина (акт. Ирина Малышева, справа - Лена Ерголина, акт. Татьяна Друбич)
Кадр из фильма "Сто дней после детства". Слева - Соня Загремухина (акт. Ирина Малышева, справа - Лена Ерголина, акт. Татьяна Друбич)
Кадр из фильма "Сто дней после детства"
Кадр из фильма "Сто дней после детства"
Кадр из фильма "Сто дней после детства". Вожатый-скульптор Серёжа (акт. Сергей Шакуров)
Кадр из фильма "Сто дней после детства". Вожатый-скульптор Серёжа (акт. Сергей Шакуров)

Летний пионерский лагерь. Такие разные, прекрасные, трудные и чудесные дети. На фоне лагерных корпусов, августовских пейзажей, старой усадьбы, где проходят репетиции "Маскарада" разворачивается история любви. Любви неразделенной и самоотверженной. Прекрасное щемящее чувство. Почти все его испытали.

Сто дней после детства - это то, что происходит с человеком после того, как его настигла любовь.

Сто дней после детства - чтобы окунуться в любовь, неизбежную печаль, научиться доверчивости и нежности, стать вестником Господа.

Весь этот фильм Соловьев соткан из долгой памяти о давно минувшем. О тайных влюбленных в заброшенных дворянских усадьбах, о мире высоких чувств и прямых слов, о тайных знаках литературы, которые могут сложиться в тайные знаки судьбы, стоит только захотеть.

Весь этот фильм – как полет цветка и аромат бабочки, как шелест воздушного змея над головами безмятежно влюбленных и одиноких, ибо не ведающих о своем счастье.

О счастье ждать любви, томиться от того, что она не всегда выполняет то, что сулит, и предчувствовать ее властное прикосновение, о праве влюбленного получать отказы, от которых замирает сердце, и кровь наполняется тоской. О необходимости сочувствовать тому, кто неутешен в любви, и о надежде обрести целостность в любви.

Кадр из фильма "Сто дней после детства". В роли Мити Лопухина - Борис Токарев
Кадр из фильма "Сто дней после детства". В роли Мити Лопухина - Борис Токарев
Кадр из фильма "Сто дней после детства", 1975 год
Кадр из фильма "Сто дней после детства", 1975 год

Сергей Соловьев, как заповедано поэтом, не искал выгод и окрылялся на лету. И вероятье рассказанной им истории стало правотой тех, кто всем сердцем принял и полюбил этот фильм.

Все в этом фильме продумано до мельчайших деталей и при этом он свободен и текуч. Снять его мог только влюбленный, любящий человек. Принимающие любовь, как единственный дар жизни, без которого невозможна сама жизнь – по-настоящему свободны.

Я не знаю другого фильма, в котором главным героем была бы сама потребность любить и необходимость любви стала бы главным условием существования героев истории. Совершенная свобода в любви.

Потрясающая музыка Исаака Шварца. Светоносная и взлетная – как и весь фильм. Замечательно написал о музыке Шварца искусствовед Б. Кушнер: «Бог одарил его (Шварца) талантом слышать высшие мелодии и выражать их языком ясным и доступным – с помощью музыки».

Благословенны все воспитанники, вожатые и воспитатели маленького пионерского лагеря. Благословенен детский врач, в интонациях и манерах которой угадывается своя история любви.

Благословенна смотрительница старой усадьбы Ефросинья Кузьминична. В ответ на «спасибо» Мити Лопухина она благодарит мальчика, попросившего у нее том Брокгауза и Ефрона, называет его «князь», поскольку мальчику выпало играть князя Звездича. И эта речевая характеристика значит больше, чем тысячи возможных описаний привычек и характера.

Вальяжный и скучающий Глеб Лунёв раскрывается вдруг в сцене отчаянного ливня неожиданно и благородно. Он прекращает драку, винит себя, просит Митю опомниться, словно бы очнуться в незлобивости и прощении.

Что это? – В его душу проник осиянный ливень, и Глеб приблизился к началу своих «ста дней после детства».

Эти «сто дней» - самое ценное, что есть у человека. И счастливы по-настоящему только те, кто растянул эти таинственные, мерцающие, истинные дни на всю свою жизнь. Навсегда.

Кадр из фильма "Сто дней после детства", реж. Сергей Соловьёв
Кадр из фильма "Сто дней после детства", реж. Сергей Соловьёв
Кадр из фильма "Сто дней после детства"
Кадр из фильма "Сто дней после детства"

Подписывайтесь на канал!

Будьте здоровы!