Найти тему
Мир Музыки

Jefferson Airplane. В погоне за белым кроликом

21 августа 2020 года, осколки легендарных Jefferson Starship неожиданно выпустили новый, и очень крепкий альбом – а точнее EP из 7 песен, под названием «Mother of the Sun». И хотя вокалистка Грейс Слик давно покинула группу, а отцы-основатели Пол Кантнер и Марти Балин отбыли в мир иной, история музыкальной инкарнации великих Jefferson Airplane из Сан-Франциско продолжается.

А начиналось все очень давно, в середине 60-х, когда 25-летняя Грейс Слик написала песню вдохновленную пластинкой Майлза Дэвиса и книгой Льюиса Кэрролла, которая обеспечила ей пожизненный доход – «White Rabbit». О ней мы и расскажем.

«Мы — те дети, о которых наши родители предупреждали нас.», - дерзко заявляла Грейс Слик в 60-е. Действительно, никто другой, так живо не воплощал контркультурный дух того времени, как ее бунтарский образ жизни. И если и есть на свете песня, которая определила саму культуру знаменитого Хейт-Эшбери (района хиппи в Сан-Франциско), то это была именно песня «White Rabbit».

Выпущенный в Лето Любви 1967-го года, альбом группы Jefferson Airplane - «Surrealistic Pillow» сформировал после себя целое поколение новой музыки, основанной на психоделическом опыте ее создателей. Для тех из них, для кого Любовь, Мир и ЛСД были неразделимым целым, он стал настоящим гимном.

«Это было очень своевременным для той эпохи», - признавал много лет спустя основатель Airplane Марти Балин. Его лозунгом были - «Миф, Идея, Кислота».

Но в «White Rabbit» было не только это.

«На самом деле песня не была такой уж успешной, - вспоминал басист Airplane – Джек Кэссэди, - но это было в рамках культуры того времени. Она стал визитной карточкой для людей, которые делали то, о чем она рассказывала. Но была ли эта песня о чем-то еще, кроме веществ?

Сама Слик всегда утверждала, что «White Rabbit» была нацелена на лицемерных родителей, и их привычку читать детям в их наиболее впечатлительном возрасте рассказы, которые повествовали о наркотиках.

«Во всех этих детских сказках вы принимаете какое-то химическое вещество и попадаете в большое приключение», - рассказывала она писателю Марку Пэйтрессу.
«Алиса в стране чудес» просто вопиющий того пример. Съешь меня! Она становится высокой, слишком большой для комнаты. Выпей меня! Гусеница сидит на психоделическом грибе и курит оп…м!»

Также Грейс утверждала, что эта песня о важности образования: знаменитая фраза из кульминации - «Feed Your Head» - «Накорми свою голову», была задумана как призыв к освобождению не только чувств, но и разума от гнета назидания.

Грейс Слик
Грейс Слик

Слик написала «Белого кролика» дома, в Марин Каунти, годом ранее, на пианино с отсутствующими клавишами, в конце кислотного путешествия, во время которого она слушала «Sketches of Spain» Майлза Дэвиса 24 часа подряд.

Затем она представила новую песню своим тогдашним коллегам по группе, рага-фолк рокерам из Сан-Франциско - Great Society, где играл ее муж.

«Когда мы начали играть, ни у кого не было материала, потому что я сам больше не мог сочинять», - вспоминал гитарист Дэвид Майнор. «Я был слишком занят, потому что работал на нескольких работах. В итоге, для того, чтобы как-то разгрузить Майнора, каждый написал по песне. А Грейс вернулась с «White Rabbit».

Шесть с лишним минут – такова длительность оригинальной версии песни. Финальный сингл Airplane был гораздо короче. В первоначальном варианте, песня была увенчана восточными мотивами, с импровизированным вступлением в стиле раги, а вокал Слик был более расслабленным. Тем не менее испанский марш навеянный Майлзом Дэвисом и отголоски Болеро Равеля уже присутствовали.

«Люди говорят об одной из тех замечательных вещей, что мы сделали - сыграв Болеро», - говорит Майнор. «Но для меня нет большой разницы между кавер-версией джазовой композиции и кавером на Литтл Ричарда. Все происходит из одного и того же корня».

В конечном итоге, «White Rabbit» стал частью репертуара Great Society. Но к тому времени, у группы уже скопилось много проблем. Брак Грейс и Джерри Слика начал распадаться, а остальные участники все больше увлекались наркотиками. Затем в сентябре 1966 года состоялось благотворительное шоу в легендарном городском зале Филлмор.

Вместе с группой Слик, выступали и Jefferson Airplane, которые тогда как раз искали нового вокалиста. Басист Джек Кэссэди уже несколько раз видел выступления Грейс и хотел пригласить ее войти в состав Airplane.

Airplane и первая вокалистка группы - Сигни Андерсон
Airplane и первая вокалистка группы - Сигни Андерсон

«Мне понравилось пение Грейс, потому что мы хотели в группу хорошего агрессивного вокалиста», - говорит он. «У нее был уникальный тембр и звучание. Сигни Андерсон, которая тогда была нашей первой вокалисткой, вышла из фолка и имела другой голос. Что мне понравилось в Грейс, так это то, что она стояла прямо на краю сцены и поддерживала хороший контакт с публикой. Мне понравилось очень индивидуальное звучание голоса Грейс, поэтому я попросил ее стать частью группы. Кроме того, ее характер был отличным от многих. У нее вообще не было никакой покорности, что нам сразу понравилось. Мы хотели, чтобы в группе был равный. Кто-то, с кем можно работать, кто-то с огнем в глазах».

Заменив Андерсон, Грейс Слик привнесла в музыку группы более резкий, протопанковский вокал. Спустя месяц, группа отправилась в Лос-Анджелес, чтобы начать работу над своим вторым альбомом – «Surrealistic Pillow».

Кэссэди также помнит день, когда Jefferson Airplane записали «White Rabbit»:

«Мы записали его в огромной комнате на RCA. Мы, по сути, установили инструменты в центре этого зала и записали песню вживую на четырехдорожечный магнитофон. Записывать ее было очень просто. Я просто играл басовую партию, думая о Болеро Равеля. Звучание песни было медленным и обволакивающим, создающим как раз ту атмосферу, что мы хотели».

Записанный с помощью гитариста и сонграйтера Джерри Гарсия из «Grateful Dead», которого Airplane считали своим «музыкальным и духовным наставником», новый альбом имел громадный успех, и занял 3-е место в чарте Billboard США, закрепив за Airplane статус культовой новой группы.

Обложка «Surrealistic Pillow»
Обложка «Surrealistic Pillow»

Как ни странно, два главных американских хита, которые породил «Surrealistic Pillow», были созданы Грейс Слик во времена Great Society. «Somebody To Love» попала в ТОП-5 в феврале 1967-го года. А White Rabbit, тем временем, чуть не осталась за бортом.

«У Грейс было две песни, которые она принесла из Great Society», - говорит Кэссэди.
«Но White Rabbit - это песня, которую мы собирались исключить из альбома, потому что мы тогда думали, что ее никогда не выпустят. Мы думали, что она 100% будет подвергнута цензуре. В конечном итоге это для нас стало большим событием, так как она попала на альбом, а затем быстро разнеслась среди поклонников. В остальном, это была всего лишь маленькая песня продолжительностью две с половиной минуты, которая была для нас своего рода забавой».

Грейс Слик в США до сих пор вспоминают в контексте «Приключений Алисы в Стране чудес» и истории про Белого Кролика. Песня, которую и сегодня регулярно используют в качестве саундтрека к голливудским фильмам, обеспечивает и сейчас ей ощутимый доход.

Давным-давно, еще в начале 90-х, уйдя из музыкального бизнеса (по мнению Грейс – рок-звездам противопоказано выступать в преклонном возрасте), сегодня 80-летняя Грейс Слик посвятила свою жизнь живописи и искусству. Самая популярная ее работа, - это серия картин написанных по мотивам книг Льюиса Кэролла. Feed your head.

-5

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц