Танец — это тайный язык души.
Марта Грэхем, американская танцовщица и хореограф.
Танец - это одно из древнейших искусств, дошедшее до наших дней и чудеснейшим образом не погибшее. Но если раньше танец был частью ритуала мистического, то сегодня это необходимость ритуала душевного.
Стоит сказать, что танцы в советском кино, ровно как и песни, чуть ли не обязательный элемент. Его, конечно, можно считать «партийным наказом», чтобы, мол, пусть все думают, что до коммунизма рукой подать. На самом же деле, танец в кинофильмах - дополнительный способ рассказать об авторской задумке, о характере героя или о чём-нибудь ещё.
Чуть пристальнее посмотрим на танцы в картине «Любовь и голуби» (реж. В. Меньшов).
Фигура первая, общая
В фильме 8 танцев:
- Два на сельской танцплощадке
- Пьяный танец дяди Мити
- Танец Раисы Захаровны в баре
- Танец Надежды после возвращения Василия
- Вечерний танец Василия
- Танец Василия у реки
- Танец на проводах Лёньки
Отделить ситуативные танцы от характерологических сложно, поскольку в одном есть чуть-чуть другого и наоборот. Поэтому условно назовём ситуативными те, которые являются реакцией на какую-то ситуацию, фразу, или даже реакцию. А характерологическими - те, которые раскрывают особенности характера героя, проявляющиеся в ситуации.
Как видите, одно взаимодействует с другим.
Фигура вторая, ситуативная
Первые же танцы попадают под эту категорию. Когда дядя Митя слишком укоротил сообщение о травме Василия, баба Шура разозлилась: шутки про смерть - не шутки. Дядя Митя убегает, чтобы не получить глобальный нагоняй, и находит укрытие на сельской танцплощадке, где как раз танцуют люди.
Что делает герой? Вклинивается в кадриль и обманным путём заставляет другого героя танцевать вместе с ним. Что это? Находчивость.
Следующий танец происходит спустя день, когда дядя Митя снова шутит про смерть, вернее, рассказывает сон. Но в этот раз прикрыться не получается, потому что людей по ту сторону баррикад больше одного дяди Мити.
Удивительно, что героини, баба Шура, Надежда и Людмила, легко подстраиваются под музыкальный такт, хотя перемена деятельности (погоня - танец) и обстановки (улица - площадка) смущает их.
Немного вернёмся назад по хронометражу фильма и вспомним, что этой кадрили предшествует танец дяди Мити, вызванный «горем». Со стороны он кажется пьяным, будто человек, хлебнувший самогону и горя, через танец выплёскивает боль и душевную горечь. Дядя Митя, наверное, в тот момент действительно верил, что любимую «Санюшку» увезли в больницу. Он танцует не потому, что избавился от «кикиморы», а потому, что поверил в возможность утраты близкого человека.
Заключительный в фильме танец связан с проводами Лёньки в армию. Дядя Митя и баба Шура вальсируют, к ним присоединяется Василий, а потом сам Лёнька. Казалось бы, что это завершающий аккорд, все герои, уже переругавшиеся и перемирившиеся, снова вместе, почему бы и не станцевать всем вместе? Но происходит почему-то так: девушки на крыльце смотрят на танцующих и не присоединяются. Может быть, для картины это и конец, но для жизни - нет. Чтобы всё не казалось так радужно и прекрасно, чтобы всё выглядело как можно реалистичнее, эта деталь обязательна в конце.
Фигура третья, характерологическая
Фильм значительно богаче в плане обрисовки окружающего мира: здесь речь не только о танцах, но и о внутреннем убранстве дома Кузякиных, о привычках жителей села, о городе (Баку), о разговорах между Раисой и Василием. В оригинале же (см. В. Гуркин «Любовь и голуби») описан только один танец после того, как во дворе Кузякиных разворачивается серьёзная ссора и Лёнька грозится отрубить отцу голову.
Надя долго сидит одна. Встала. Улыбнулась. Тихой дробью прошла по двору. Замерла. Выглянула Люда, посмотрела на мать и вновь ушла в дом.
Надежда, как жена, любящая женщина, обретает спокойствие и даже счастье, поскольку её человек находится рядом, он вернулся после долгой разлуки. Её горе сменяется радостью, утрата, которая была не по поверью, как в случае со сном дяди Мити, а на самом деле, восполняется. Этот танец - очищение героини от страдания и отражение её волнения за семью, за мужа, за чувства между ними.
Танец Василия похож на танец Надежды, но их разница заключается в том, в какое время они совершаются, после каких событий и каким образом. Если у Надежды это утро, то у Василия это вечер. Если у Надежды танец - это реакция на восполнение утраты, то у Василия танец - это ощущение счастья. Мужчина, муж, отец давно не видел своих домашних, давно не разговаривал с ними, а тут, в светлом окне, он смотрит, как они делают привычные дела, улыбаются, разговаривают - живут. Он счастлив в этот момент, потому что вернулся к тем, кого любит на самом деле.
Движения Надежды (Нины Дорошиной) плавные, переходящие один в другой, широкие и всеохватывающие. Движения Василия (Александра Михайлова) рваные, грубые, сосредоточенные на небольшом клочке. Его танец завершается слезами, слезами счастья и горя. Танец Надежды заканчивается улыбкой.
Небольшое отступление. Танец Василия напоминает остервенелый танец героев рассказа В. Шукшина «Верую»:
Оба, поп и Максим, плясали с такой с какой-то злостью, с таким остервенением, что не казалось и странным, что они пляшут. Тут или плясать, или уж рвать на груди рубаху и плакать и скрипеть зубами.
Второй свой танец Василий исполняет у реки, когда узнаёт о беременности жены. Несмотря на то что некоторые движения такие же резкие и рваные, как в вечернем танце, этот танец совсем не о горе. Герой расплёскивает воду, которая становится символом плещущегося через край счастья. Это эмоциональный пик героя.
Последний танец, о котором мы ещё ничего не написали, - танец Раисы Захаровны в баре. Ему предшествуют мечтательные высказывания о судьбе, которая свела двух людей под южным небом. Раиса уже давно видит в Василии эдакого Обломова, что она сможет растормошить, поднять на свой уровень и влюбиться в его прекрасную, образованную версию. Поэтому танцует только для одного Василия.
Её движения сдержанны, уверенны, чётки, в сравнение с движениями людей на фоне или с танцами других героев. Она лишь притопывает и повторяет одни и те же движения руками. Здесь больше говорят глаза, чем жесты. И это характеризует Раису как человека, не дающего волю чувствам, боящегося уйти в омут с головой.
«Любовь и голуби» - это гениальная картина, замечательная история из жизни. Фильм можно смотреть и пересматривать миллионы раз, а афоризмы давным-давно ушли в народ. Мы лишь краем глаза глянули на фильм с точки зрения танцев и их роли в картине. Конечно, наше мнение может быть ошибочным, поэтому пишите в комментариях, как вам кажется, что обозначают те или иные танцы.
Спасибо за внимание! Чтобы не пропустить ничего интересного, подписывайтесь на канал! :-)
#советскоекино #любовьиголуби #комедия #танцы #владимирменьшов