Мне хочется говорить об этом чаще, но, вроде как, повторять одно и то же из года в год — не слишком хорошая идея. Начало учебного года же — самое время.
На днях ребёнок одной моей знакомой пошёл в детский сад. Поскольку мой младший тоже вот-вот туда отправится, мы много обсуждаем, сравниваем...
Знакомая, надо отметить, немало времени посвящает изучению литературы об особенностях развития детей и о том, как вырастить ребёнка, не ломая, а учитывая эти особенности. Это и про режим, который стоит позволить детскому организму сформировать самостоятельно, и про то, чтобы не форсировать умения, не заставлять дружить против воли... Наверное, многие родители легко сами продолжат этот список.
И вот родитель чётко соблюдает все рекомендации лучших современных специалистов или, по крайней мере, старается соблюсти. А потом приходит время отдать дитя в садик.
С чем сталкиваются родители уже при первом знакомстве с нынешней образовательной системой? С тем, что отдавая туда ребёнка, можно смело перечеркнуть немалую часть того, чему они так старались следовать.
Пусть ваше чадо учится делиться и дружить, даже если ему всего полтора, пусть максимально скоро освоит навыки самообслуживания, никаких вам «прийти попозже», любимой игрушки в группе, чтобы что-то напоминало о доме... Это естественно для системы, в которой на одного взрослого приходится десять детей, ворох отчётностей, а иногда вдобавок, и бытовые вопросы. Наши родители спокойно отдавали и не в такие условия. Спокойно.
Но мы-то знаем то, чего наши родители не знали. Мы-то помним, каково было, когда ты маленький, а с тобой вот так. Нам-то Анна Быкова и доктор Комаровский вещают о другом. Нас ещё до рождения детей убеждали в том, что хорошие родители не допустят того, вон того и ещё вот этого. Для наших родителей нормы системы были нормой, в принципе. А для нас они местами кажутся дикостью.
И вот ты сталкиваешься с тем, что не можешь соблюсти одновременно требования системы и остаться хорошим родителем.
Впрочем, в детский сад можно и не ходить. К тому же, в настоящий момент есть множество альтернатив, учитывающих современные исследования, не ломающих ребёнка, сохраняющих индивидуальность... Были бы деньги.
А потом приходит пора идти в первый класс. В ту же систему. Но разница в том, что на этой ступени альтернатив уже меньше, а обходятся они дороже.
А ещё разница в том, что на словах даже те, кто принимают непосредственное участие в формировании системы и её правил, вполне за соблюдение всех этих нюансов, которые про хорошее родительство и детство, но по факту всё совершенно иначе.
Взять те же рюкзаки, вес которых не должен превышать два кило, когда одна только папка для ИЗО весит все полтора, а места для хранения в классе нет. Взять те же требования к домашним заданиям, которых в первом классе официально быть не должно, потому как создатели системы убедились в том, что первый класс не совсем про учение, а в реальности задают. Или дальше, когда по нормам маленький человек не должен проводить за уроками больше определённого количества времени, а домашка всего по одному предмету занимает вдвое больше.
Или взять те же оценки, которых в первом классе быть не должно, чтобы дети сначала открыли в себе интерес к получению знаний и изучению нового, а не гнались за баллом, пусть и в виде смайлика, звёздочки и чего-то подобного. Это же правильно. Это признали сами создатели системы. Правда, они не учли того, что в классе на сорок человек невозможно заинтересовать каждого, ведь интерес у разных детей формируется по-разному. Соответственно, в большинстве школ мы всё ещё имеем систему оценок в первом классе.
Или взять школьных психологов, которые приходят на классный час и всячески советуют не ругать за оценки, не нагнетать нервозность перед проверочными работами и экзаменами, расписывая, какими ужасами это может обернуться. Психолог уходит, а классный руководитель требует мотивировать, наказывать, повлиять, а остальные учителя пугают судьбой, когда даже в дворники не возьмут и не могут не нагнетать, ведь от них требуют средний балл, показатели...
Или взять уроки физкультуры, которые ставят после обеда, ведь или у кого-то спорт после обеда, или придётся учиться в четыре смены.
И такая картина примерно во всём. При этом не связываться с системой могут позволить себе единицы.
Родитель постоянно ощущает диссонанс, сталкиваясь с требованиями системы, которые противоречат во многом постулатам правильного воспитания. И тяготят сильнее всего не постулаты и даже не требования системы, а это противоречие между одним и другим, которое не даёт возможности сделать правильный выбор. Без правильного же выбора при любом раскладе будет ощущение, что ты не справляешься, что ты плохой родитель. Именно это и съедает ресурс, а не поделки, уроки и сборы денег на новые шторы.