Найти тему
История войн и оружия

Первый серийный истребитель "Фокке Вульф" 190 А-1

"Фокке Вульф" 190 первой серии А-1 сохранил мощное вооружение как у А-0. Два пулемета в фюзеляже, два пулемета и две пушки MG/FF в крыле.

Два экземпляра получили двигатели БМВ 801D-1 и D-2, вместо штатных 801С, а также систему распознавания "свой-чужой" FuG 7.

Особенностью моторов БМВ 801 было наличие автоматической системы настройки под названием "командогерет", это была электромеханическая система управления, она автоматически подстраивала параметры работы мотора в зависимости от высоты полета, подачи топлива, шаг воздушного винта, скорость работы компрессора, зажигание и соотношение смеси воздуха с топливом. Пилот просто перемещал одну рукоятку, что облегчало управление полетом в ближнем бою.

Для охлаждения мотора использовался вентилятор из сплава магния, устанавливавшийся непосредственно перед двигателем, который вращался быстрее, чем сам мотор.

В конце июля 1941 г. с конвейера в Мариенбурге сошли первые FW-190А-1. Официально боевым подразделениям передали самолет на аэродроме Ле-Бурже.

В первое время самолеты решили испытать в относительно спокойном оперативном районе северо-западной Европы.

2-я авиагруппа 26-й истребительной эскадры в начале августа 1941 г. получила вместо Ме-109Е новейшие "Фокке Вульфы".

Не обошлось без трудностей, моторы продолжали перегреваться (проблему решат летом 1942 г.), а шасси не выпускались, из-за чего самолеты садились "на брюхо".

Уже через две недели после постановки на вооружение 14 августа 1941 г. "Фокке Вульф" сбил первый самолет противника. Обер-лейтенант Шнайдер из эскадрильи 6-й группы 26-й истребительной эскадры на своем "1 Yelow" сбил "Спитфайр" над Дюнкерком.

9 августа английский самолет сбил обер-лейтенант Боррис.

Не все шло гладко, самолеты 7 и 9 августа 1941 г. три раза садились на вынужденную посадку, из-за отказа моторов. 21 августа обер-фельдфебель В. Майер с отказавшим двигателем разбил машину и повредился сам при аварийной посадке.

29 августа лейтенант Шенк был сбит своими же зенитчиками и погиб в районе Дюнкерка.

Но все же до конца лета новые истребители сбили 5 - 6 "Спитфайров".

18 сентября произошла первая потеря, глава 2-й авиагруппы 26-й истребительной эскадры Вальтер Адольф был сбит "Спитфайрами" в небе Голландии.

21 октября четыре 190-х сбили три "Спитфайра" зайдя со стороны солнца.

Летчики прозвали самолет "Вюргер" или сорокопут, это птица, которая нанизывает свою добычу на колючки деревьев. Пилоты высказывали и претензии к пулеметному вооружению самолета, они их называли "дверными молоточками", в СССР свои ШКАСы почти такого же калибра именовали "горохом" и "гуманным оружием".

"Фокке Вульф" оказался на тот момент лучше и быстрее основного своего соперника "Спитфайр" 5.

Англичане увидев FW посчитали, что это или усовершенствованный "Кертис" Н-75 или Блох МВ 152, который был ранее захвачен. Они не предполагали, что немцы создадут самолет с радиальным расположением цилиндров двигателя. Для Королевских ВВС это оказалось неприятным сюрпризом. "Фокке Вульф" превосходил английский самолет во всем, кроме радиуса виража.

Кертисс Н 75 финских ВВС
Кертисс Н 75 финских ВВС
Блох МВ 152 люфтваффе
Блох МВ 152 люфтваффе

Максимальная скорость он развивал 624 км/ч. Скороподъемность 890 м/мин, практический потолок 7400 м.

В ноябре 1941 г. штаб 26-й истребительной эскадры начал получать А-1. Третья авиагруппа авиакрыла приступила к выполнению боевых задач в начале 1942 г., а первая группа в марте 1942 г.

А-1 даже попали на Восточный фронт осенью 1941 г. во 2-ю группу 54-й истребительной эскадры. Но дефекты мотора практически исключили их участие в боевых действиях и их вернули в Германию.

Виноватым в перегреве мотора конструкторы "Фокке Вульфа" считали моторостроителей, а специалисты БМВ обвиняли самолетчиков в безграмотной организации теплоотвода. Мотор грелся настолько, что взрывались патронные ящики, которые были рядом с мотоустановкой.

Но главную проблему двигателя решили три офицера люфтваффе обер-лейтенанты Боррис и Беренс, а также технический офицер 3-й группы 26-й истребительной эскадры обер-лейтенант Шреттер, он предложил изменить расположение выхлопных патрубков в нижней части мотоустановки. Эту модификацию к тому же можно было делать в полевых условиях.

Спасибо за прочтение.