Провозглашение ГКЧП называют то государственным переворотом, то захватом власти, то заговором высших должностных лиц СССР. Августовские события 1991 года являлись также последней попыткой сохранить СССР. Она закончилась неудачно, но успех ГКЧП мог продлить агонию умирающего СССР или ценой неимоверных усилий трансформировать Союз в новое жизнеспособное образование. Посмотрим на историческую основу появления Государственного комитета по чрезвычайному положению и оценим его с точки зрения действовавшего в то время законодательства.
За 1988 – 1990 годы союзные республики приняли декларации о независимости (суверенитете). Они все более настойчиво забирали себе полномочия Союза и отказывались от подчинения союзным органам управления. Власти СССР с каждым днем теряли нити управления и инициативу в межреспубликанских вопросах. Ситуацию могли изменить только массовая народная поддержка и коренная перестройка союзных отношений на базе обновленного СССР. Поддержка населения была получена 17 марта 1991 года, когда в ходе всесоюзного референдума народ проголосовал за сохранение СССР. Это стало основой для разработки нового союзного договора. Весной-летом был подготовлен договор о союзе суверенных государств, предполагавший мягкую федеративную форму государственного устройства. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 года.
Такое положение дел не устраивало многих высших союзных руководителей, в первую очередь, глав силовых ведомств: КГБ, МВД, Минобороны СССР. В новом союзном договоре они видели закрепление продолжающегося распада СССР и потерю всей полноты своей власти в стране. В группу недовольных вошли первый зампредседателя Совета обороны СССР О.Д. Бакланов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр внутренних дел СССР Б.К. Пуго, министр обороны СССР Д.Т. Язов, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР А.И. Тизяков, премьер-министр СССР В.С. Павлов. На их сторону было привлечено второе должностное лицо СССР после Президента Союза – вице-президент Г.И. Янаев.
Сформировавшаяся группа планировала воспользоваться правом Президента СССР ввести чрезвычайное положение и стабилизировать политическую и экономическую ситуацию в стране. Еще в апреле 1991 года введение чрезвычайного положения всерьез рассматривалось Президентом СССР М.С. Горбачевым в качестве варианта для предотвращения дальнейшего развала СССР. Тогда же были подготовлены основные документы для реализации этого варианта действий. Но Горбачев тогда не дал ход такому развитию событий, что предопределило самостоятельную реализацию этого сценария членами будущего ГКЧП.
Согласно Конституции СССР и закону СССР о правовом режиме чрезвычайного положения полномочиями по введению чрезвычайного положения обладал Верховный Совет СССР и Президент СССР.
18 августа 1991 года в целях получения согласия Горбачева на введение ЧП к нему в крымскую резиденцию Форос отправилась делегация представителей силовых ведомств. На встрече с Президентом ему было предложено ввести ЧП либо поручить это сделать другим. Горбачев не дал прямой ответ, сославшись на возможность введения ЧП путем созыва съезда народных депутатов или Верховного Совета СССР. В конце встречи, однако же, Горбачев пожал руки его посетителям и произнес слова, от которых он в последующем отказывался: «Черт с вами, делайте, что хотите, но доложите мое мнение». Так и получив санкции, необходимой для введения ЧП, члены ГКЧП решили действовать самостоятельно.
Вернувшись в Москву, поздно вечером 18 августа вице-президент Янаев подписал указ о своем вступлении в должность Президента СССР в связи с невозможностью Горбачева по состоянию здоровья исполнять данные полномочия. Утром следующего дня по радио и телевидению было зачитано заявление о введении ЧП в отдельных местностях СССР, провозглашении безусловного верховенства Конституции и законов СССР, а также о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) с правом принятия обязательных для исполнения на территории Союза решений.
Правовой основой послужили нормы Конституции, позволяющие переход полномочий Президента вице-президенту СССР в случае неспособности Президента по тем или иным причинам исполнять свои обязанности (ст. 127.7). Становится очевидным, что с самого начала действия членов ГКЧП шли вразрез правовому регулированию: Горбачев был здоров и его способность нести обязанности высшего должностного лица в государстве не могла подвергаться сомнению. Озвученная причина перехода полномочий к вице-президенту была искусственно придумана и не могла стать основанием для осуществления Янаевым функций Президента.
Кроме того, члены ГКЧП руководствовались нормами Конституции и законодательства о возможности Президента вводить ЧП с согласия Президиума Верховного Совета. При отсутствии такого согласия Президент вправе был вводить чрезвычайное положение при условии незамедлительного внесения принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу должно было быть принято большинством не менее двух третей от общего числа его членов (ст. 127.3 Конституции и ст. 2 закона СССР о правовом режиме чрезвычайного положения).
Во исполнение этих требований решение о введении ЧП в отдельных местностях СССР было внесено на утверждение Верховного Совета СССР. По сути, такой порядок действий мог стать единственной возможностью легализовать введение ЧП, а значит, правовыми методами оправдать создание специального органа с широкими полномочиями – ГКЧП. Верховный Совет в лице Президиума рассмотрит этот вопрос только 21 августа. За это время в стране произойдут события, которые полностью выведут ситуацию из-под контроля ГКЧП.
По приказу ГКЧП в столицу войдут войска, в том числе тяжелая. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин возглавит противостояние решениям ГКЧП. Он произнесет слова «путч» и «переворот» при описании складывающихся событий. Белый дом в столице станет очагом сопротивления. В Москве и Ленинграде пройдут многотысячные демонстрации в поддержку Ельцина и его сторонников. Войска перейдут на сторону демонстрантов. У членов ГКЧП не останется ни ресурсных, ни моральных, ни правовых оснований для дальнейшей борьбы. Правовой итог будет подведен на заседании Президиума Верховного Совета СССР, на котором отстранение Президента Горбачева от исполнения его конституционных обязанностей и передача их вице-президенту будут признаны незаконными. Все-таки нарушение Конституции не может остаться безнаказанным, даже когда на сломе времен такое нарушение могло перерасти в новое конституционное правило.
Участники заговора были арестованы и в отношении них завели уголовные дела об измене Родине. Однако в 1994 году в связи с объявлением амнистии уголовные дела были прекращены. Окончательному рассмотрению подверглось только дело генерала В.И. Варенникова, отказавшегося от применения к нему амнистии и пожелавшего довести свое дело до логического конца.
Удивительно, но Верховный Суд встал на сторону генерала и не усмотрел в его действиях состава преступления. Делая вывод о невиновности подсудимого, суд даже позволил себе допустить вольность и воздать должное мотивам генерала, которыми он руководствовался в августовские дни 1991 года: «Мотивами и целью содеянного им были не корыстные побуждения или иная личная заинтересованность, а сохранение и укрепление своего государства, что соответствовало воле народа, высказанной на референдуме 17 марта 1991 г. Действия Варенникова В. И. не повлекли материальный ущерб или иной существенный вред. Более того, ознакомившись с обстановкой в Москве 20 августа 1991 г., он своими советами Язову Д. Т. и Крючкову В. А. способствовал отказу от кровопролития». Вот уж действительно, «черт с вами, делайте, что хотите», но подсудимый достоин оправдания!
В дальнейшем мы расскажем о других правовых проблемах времени распада СССР и становления современной России. Следите за нашими публикациями.
Автор - Александр Евдокимов
Сообщество автора - https://vk.com/hist_and_law