Невролог рекомендовала нам помимо медикаментозного лечения занятия с логопедом, АВА-терапевтом и спорт: бассейн, лыжи.
Я всегда считала, что для ребенка вредно менять специалистов. Вроде как если ходишь к одному логопеду, переходить к другому из-за маминой прихоти, это стресс для ребенка. Наверно с дочкой так бы и было, но в том случае, нам нужно было только поставить звук "Р".
В случае с Яриком, работа с логопедом предполагается на годы и мы уже сменили четырех логопедов. По моим наблюдениям, как бы специалисты-логопеды сами себя не позиционировали, редко кто может работать с алалией.
Про АВА-терапию я в этом году услышала в первый раз. Логопед из реабилитационного центра, в котором мы с Яриком были прошлой осенью, порекомендовала заниматься игротерапией. Но игротерапевта я в нашем городе не нашла, все развивающие центры предлагали мне вместо игротерапии логоритмику)).
Детский центр, специалисты которого занимаются АВА-терапией, я нашла всего один. и он был закрыт на карантин.
Я начала разбираться сама.
АВА-терапия (applied behavior analysis или метод прикладного анализа поведения), считается одним из наиболее эффективных методов коррекции аутизма.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
"Чистая" АВА-терапия не дает ребенку инициативы и самостоятельности, взрослый жестко управляет деятельностью ребенка. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения результата применяют поощрение и наказание.
Все навыки, разбиваются на мельчайшие единицы (блоки), каждый из которых закрепляется отдельно и потом соединяется, образуя действие.
Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
Программа АВА-терапии должна быть интенсивной - около 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии. Если же он тратит только 10 часов, польза АВА-терапии будут минимальной, а результаты, скорее всего, разочаруют.
Если прикинуть, что час занятия стоит 1000 рублей, то получается у меня две проблемы:
1. Стоимость занятия неподъемна;
2. АВА-терапевтов не то, что я не могу выбрать, их просто нет.
Как много сторонников применения АВА-терапии, так же у нее много противников.
Основные аргументы против, это:
1. Автоматическая отработка навыков. Можно это назвать дрессировкой, зубрежкой, некоторые сравнивают с "собаками Павлова".
2. АВА-терапия "работает" не на качество, а на количество навыков поведения.
3. АВА-терапия не использует в обучении метод игры.
4. Использование карточек PECS (в рамках АВА-программы) не стимулирует, а блокирует развитие речи.
Когда я изучала информацию по АВА-терапии, я прочитала книгу Кэтрин Морис "Услышать голос твой", и из нее плавно перекочевала к книге Ивара Ловааса "Книга Я". (если возникнет желание прочитать, могу отправить на почту).
Книга Кэтрин Морис рассказывает о лечении ее дочери, которой поставили диагноз аутизм в 1987 году, когда доктор Ловаас уже провел свои исследования и появилась информация об излечении им детей от аутизма.
Прочитав "Книга Я", не могу сказать, что я была со всем согласна. Но то, что это не автоматическая обработка навыков поведения, это точно.
Я все-таки сделаю обзор этой книги, потому что, эти две книги, это то, что заставило меня вытереть, наконец, слезы, которые я несколько недель не могла унять и начать работать с сыном.
Я построила занятия с сыном на основе "Книга Я", но добавила в них и другие упражнения, в том числе и ролевые игры, полностью отказавшись от наказаний.
К замене речи карточками, я отношусь категорически против, считаю, что необходимо стараться вытягивать звуки. Но карточками Г. Домана на занятиях мы активно пользуемся.
По времени занятий, мы остановились на 2 часах в день, во-первых, у Ярика моторная алалия с полностью сохранным интеллектом, а не аутизм, но коррекция поведения ему необходима; во-вторых, даже эти два часа не всегда получается выделить ежедневно.