Здравствуйте, друзья, с вами диванный исследователь истории по интернету Алексей Коновалов. Мы с вами продолжаем изучать произведения мусульманских писателей X века, посвящённые походам русов на Каспийские страны, и пытаемся понять, почему этих сведений нет в византийских, европейских, а также русских источниках. Если вы не успели ещё ознакомиться с первой частью, можете перейти по ссылке здесь.
Давайте продолжим. В прошлый раз мы читали отрывок из произведения арабского автора Масуди о вторжении русов в Каспийские страны. В подтверждение этому могу привести ещё один коротенький отрывок арабского историка Мир-Зегира эд-Дина Мираши:
"Между тем (перед 914 годом, когда саманиды лишились Табаристана) толпы русов прибыли на кораблях в Табаристан, сделали там высадку и произвели большие опустошения. Саманиды употребили все усилия к их истреблению, и успели совершенно уничтожить этого неприятеля."
Само по себе это известие не особо значимо, но служит вазным подтверждением тексту Масуди. Зегир-эд-Дин упоминает только Табаристан потому, что писал историю только этой страны. Русов он счёл истреблёнными
или потому, что они уплыли на своих судах, и о них не было больше ни слуху, ни духу, или, может быть, тот отряд их, который вышел на берег в Табаристане, действительно был истреблён саманидами.
Таковы известия, сообщённые мусульманскими писателями о первом походе русов в Закаспийские земли. Давайте посмотрим, что они пишут о втором, происшедшем через 30 лет после первого.
О нём упоминают:
1) Шегаб эд-Дин Абу-Абдуллах Якути (575—626 годы Гиждры = 1179—1229 от Рождества Христова) в своём "Моджем уль-Больдан", Географическом словаре :
"Русь есть тот народ, который в ... году, овладев Бердаою, разорял её, доколе Господь не воздал им за то, и не истребил их."
2) Григорий Абуль-Фарадж, более известный под именем Бар Гебрей (1226—1286 от Р.Х.), в своей Сирийской хронике:
"В первое лето царствования Мостакфи (335 год Гиждры=944 от Р.Х), вышли разные народы: аланы, славяне и лазги; они опустошили всю землю от Адербайджана, взяли город Бердау, и, убив в нём 20000 человек, ушли назад."
3) Исмаил Ибн-Али Абуль-Феда (672—732 г. Гиждры=1273—1332 от Р.Х) в своих Мусульманских летописях:
"В сем году(332 г Гиждры=943 от Р.Х), одно из поколений русов, приплыв на кораблях из страны своей по морю Каспийскому и реке Куру, проникнуло до самого города Бердаи. Овладев им, русы предались убийству и грабежу, и, наконец, возвратились восвояси."
Однако, самое подробное известие оставил Ибн-эль-Эсир.
4) Из-эд-Дин Али-Ибн-Мохаммед, обычно называемый Ибн-эль-Эсир Джезери (умер в 630 г. Гиждры=1253 от Р.Х)—историк, уважаемый на Востоке, так же, как и Масуди, в своём сочинении "Камиль-ут-Тарих", Полная летопись, представляет самое подробное описание этого похода:
"В 332 году снова увидели Русов в Хазарском море; они поднялись вверх по реке Куру, и внезапно появились пред Бердаою, столицею Аррана, отстоящего около трёх фарсангов (географический фарсанг равен трём милям, почти пять километров, три фарсанга примерно четырнаднадцать километров) к югу от сей реки. Градоначальник, управляющий столицею от имени Правителя Адербайджанского, выступил против них с отрядом войск Дейлемитских (дейлемиты—народ в северном Иране) и волонтёрами, всего числом более 5000, но русы разбили их в одну минуту. Дейлемиты были переколоты, а бежавшие с поля сражения преследованы до города, из которого спешили спасаться все, которые только могли достать вьючный скот. Вступив в город, русы объявили, что жизнь обитателей будет пощажена. Они сдержали своё слово, и даже должно отдать им справедливость, что они вели себя воздержанно.
Между тем войска мусульманские собрались со всех сторон, но были атакованы русами, они предались бегству. Во время сражения чернь Бердаи, вышед вон из города, стала бросать в русов каменьями, и ругать их во всю мочь. Русы убеждали народ прекратить неприязненные действия, но он не слушался, и удалились только благоразумнейшие. Городская сволочь, особенно пастухи, никак не могли удержаться. Наконец руссы, вышед из терпения, объявили, чтобы в течение недели все жители Бердаи вышли из города. Те, которые имели вьючный скот, отправились, но после назначенного срока довольное число жителей ещё оставалось в городе. Многих из них лишили жизни, 19000 человек, избежавших смерти, русы взяли в плен. Потом, собрав в мечети остальных жителей, от коих можно было надеятся получить хороший выкуп, они объявили, что те, которые не выкупят себя, будут преданы смерти. Один честный человек, христианской веры, принял участие в сих несчастливых, и стал договариваться с русами об их освобождении, назначая за каждую голову по 20 драхм, но заключённые, кроме нескольких благоразумных, отказывались платить этот выкуп. Русы, видя, что им тут ничего нельзя получить, предали их смерти, исключая немногих, которым удалось спастись. Потом сии чужеземцы разграбили город, взяли в рабство детей, и выбрали женщин, которые им понравились. Бедственная участь Бердаи вселила в сердцах мусульманских сожаление и негодование. Повелено было сделать всеобщее ополчение. Правитель Адербайджана, Мохаммед-Ибн-Мусаффир, известный более под названием Эль-Мерзебана (Мерзебан—то же, что и маркграф, пограничный воевода), успев собрать 30000 войска, выступил против русов, но был разбит, вынужден был отступить. После сей победы русы остались уже спокойными, и в продолжении довольно долгого пребывания своего в Бердае, только раз сделали набег на окрестности Меранги, но излишнее употребление плодов произвело между ними заразительную болезнь, жертвою которой погибло большое число их."
Друзья, не хочу более отрывать вас от важных дел, продолжу в следующий раз. А вы, если хотите прочитать продолжение, подписывайтесь на канал и ставьте лайк. Использовались материалы из публикации В. Григорьева "О походах Руссов на Восток" в Журнале Министерства Народного Просвещения № 5 за 1835 год.
До свидания.