Тема неумирающей легенды характерна для произведений Анджея Сапковского. Рефреном звучит мысль: «Что-то заканчивается, что-то начинается». Это неслучайность случайностей, переплетение судеб и рождение легенды, обрастающей несуществующими подробностями, но продолжающей жить в поколениях.
Обращаясь к седому Средневековью, исполненному мистицизмом, легенде о Тристане и Изольде, автор использует разнообразную символику для передачи своих, мыслей, чувств, атмосферы в рассказе-эссе «Maladie» («болезнь, недуг»). Здесь тесно переплетены вера в Христа и древние верования кельтов. Каждому из героев Предназначением отведена своя роль.
Красной нитью в рассказе проходит идея самопожертвования, характерная для скандинавских, славянских, азиатских племён, следования за супругом, живым или мёртвым. Недаром ладья без руля унесла с собой в туман нелюбимую супругу Тристана Изольду Белорукую. Чего только стоит образ «возникающей из тумана … ладьи, пахнущей яблоками»? О символическом значении водного пространства и тумана мы уже рассказывали здесь.
А вот символика яблока в повествовании неоднозначна. В отношении ладьи – это запах смерти и самообмана, которым Изольда Белорукая окружила свой мир, пытаясь выстроить своё маленькое женское счастье. Что касается Моргольта и Бранвен, то для них улавливаемый аромат яблока означает духовное возрождение. Оба знают, что такое конец земной жизни, и оба неосознанно стремятся к свету, получая в награду любовь и надежду на будущее. Недаром улыбка Бранвен для Моргольта сродни свету солнца, прорвавшемуся сквозь тучи. И её запах напоминает рыцарю запах сокола, возвращающемуся с охоты на перчатке хозяина. Во разных культурах сокол – это царь птиц, символ солнца, восхождения, победы над мраком. Они спасли легенду, поэтому заслужили право на любовь, хоть она и похожа на la maladie.
Неоднозначным предстаёт и образ капеллана, бормочущего себе под нос молитвы на латыни. Несмотря на его якобы отрешённость, он на равных пьёт с рыцарем, объясняя ему вечные истины и неизбежность того, что предначертано. Он тоже принимает активное участие в спасении легенды, бросая в критический момент рыцарю его двуручный меч – опять же возникает характерный для произведений А. Сапковского образ Меча Предназначения.
И если в «Ведьмаке» символом Вечности выступает змей Уроборос, пожирающий собственный хвост, то в «Maladie» - яблоко. «Сказание продолжается… История никогда не заканчивается». Поэтому и остаётся в веках красивая история о трагической любви печального Тристана и его прекрасной и недосягаемой любви Изольде Златокудрой.