С появлением своей лошади возможностей для походов становится в разы больше. Ведь лошадь может завезти тебя в такие места, в которые не заедет ни один современный автомобиль, и в которые неопытному туристу будет проблематично добраться самому. А мне повезло вдвойне. У меня есть лошадь, и я переехала на ПМЖ в такое замечательное место как Сочи. Местные горы поражают своим великолепием, и поэтому когда мне предложили совершить конный подъем на Грачевский перевал, я ни минуты не сомневалась.
В годы Великой Отечественной через перевал проходила важная, но тяжелая дорога к Черноморскому побережью: путь, что до сих пор остается самым коротким до пос. Лазаревское, использовался для доставки провизии, транспортировки боевой техники, снарядов, по нему же переправляли раненых солдат в госпитали. Край этот не раз становился площадкой для ожесточенных боев. Так, тут 9-я горнострелковая дивизия совершила свой стремительный рывок. О кровопролитных битвах сообщают памятные плиты, знаки и памятники, установленные по всей округе. В период Кавказской войны здесь происходило немало исторически значимых событий, а в годы Гражданки по перевалу прошел Аркадий Петрович Гайдар. Узнать подробности жизни этого края поможет музей, что расположен на р. Псезуапсе. В мирное время сельские жители пасли на заливных лугах перевала скот, занимались охотой. Еще недавно власти хотели благоустроить дорогу через ущелье – проложить здесь настоящую трассу, что значительно разгрузила бы магистрали Большого Сочи, однако планы пока не осуществились.
Источник: https://yugarf.ru/grachevskiy-pereval/
Сборы проходили быстро. Буквально за два дня были собраны палатки, спальники, одежда и провизия. Планировали подняться за один день. Так как с нами шла машина сопровождения, которая везла корм для лошадей и наши пожитки. Расстояние, которое нам предстояло преодолеть, составляло около 60 километров.
Но в пути как всегда все поменялось. Мы остановились на обед в ауле Марьино, через который пролегал наш путь. И там мы немного задержались. Было решено дать небольшой отдых лошадям, перед достаточно тяжелым подъемом. И там же было решено остановиться на ночевку на 47-м километре, дабы на следующий день можно было заехать в госпиталь времен Великой Отечественной войны. И с таким раскладом торопиться нам было некуда.
Чем для меня еще была важна поездка, мне хотелось доказать окружающим, и прежде всего себе самой, что рысак это уникальная лошадь, которая прекрасно показывает себя не только в степях и на дорожках ипподромов, но так же прекрасно подходит для горных переходов.
Первый задор у меня утих быстро, так как до этого я никогда так долго верхом не сидела. К 47-му километру, месту нашей первой ночевки я доехала выжатая как лимон. А еще предстояло поставить палатку, развести костер и приготовить ужин.
В этот вечер сил категорически не хватило на исследование окрестностей. Но и с нашей полянки открывался прекрасный вид на ручей и лес. Создавалось впечатление, что нас откинуло во времени на тысячи лет назад. После ужина, все достаточно быстро разошлись по палаткам. Сказывался проведенный весь день в седле, да и подъем на утро запланирован ранний.
На утро, примерно через два часа после выезда с ночевки, мы добрались до госпиталя. Точнее до его расположения в далекие военные годы. Сейчас там стоят только памятники.
Пообедав, и помянув павших воинов, мы продолжили подъем. Лес вокруг так изменился, что про свою усталость и натертые части тела, я совсем забыла. Высоченные пихты и каштаны, полумрак леса создавали волшебную, неземную атмосферу вокруг. Фотографии к сожалению не передают этого волшебства.
Но как всегда без ложки дегтя, бочки меда не бывает. Стоило нам выехать из леса, как начался настоящий ураган. Порывы ветра срывали с нас дождевики, дождь хлестал как из ведра. Пережидать в лесу ураган не стали. Решили сразу ехать до места. Как оказалось, это было правильное решение. Погода улучшилась только на следующий день.
В первый день перевал не показал нам своих шикарных видов, все было скрыто за пеленой густейшего тумана и дождя. Так что все туристические проездки и прогулки были перенесены на следующий день.
На следующее утро я проснулась в 5 утра, бодрая и полная сил. Для меня это было открытие, так как дома, я не могу выбраться из кровати по крайней мере до 10. За столь ранний подъем моей наградой было прекрасное зрелище волшебного перевальского утра.
На второй день мы запланировали верхом добраться до Креста, и найти скалу Хожаш. На скорую руку позавтракав, и оседлав лошадей мы выехали. Отдохнувшие лошади резво шли по глинистой дороге, и до Креста мы добрались устраивая веселые скачки. Небо опять начало затягивать хмурыми серыми тучами, но нас это не остановило.
Скала Хожаш поражала своими размерами.
К моему стыду, я не нашла в себе сил забраться на самый верх. Порывы ветра были очень сильными, и я просто испугалась. Но и с места, до которого я все таки заползла, открывались шикарные виды.
На обратном пути погода нас опять порадовала. Тучи и туман разошлись, открыв прекрасный вид на гору Аутль.
Вечером нашего последнего дня на перевале, я увидела редкое явление. Создавалось ощущение, что молочно белое море разлилось между горами.
Так и пролетел незаметно четырехдневный поход на перевал. Спускались мы за один день, поэтому не было к сожалению возможности фотографировать что либо на обратном пути, да и в принципе ничем интересным обратный путь отмечен не был.
В завершении хочу сказать, что общий путь, пройденный за эти 4 дня составил около двухсот километров. Впечатлений было получено огромное множество. Поеду ли я еще раз? Однозначно. Теперь только хотелось бы съездить туда летом.
Спасибо за внимание. Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на Канал. Ваше мнение и советы очень важны для меня. С Уважением, Юля и Округ