Написать о декабристах так, чтобы было интересно взрослым - и вполне доступно десятилетним? Сергей Алексеев справился с этой "невыполнимой" задачей легко и изящно. Его повесть "Декабристы" - это рассказ не столько о событиях, сколько о людях.
Восстание декабристов - эпизод русской истории, который ставит в тупик историков. Как случилось, что на самодержавие посягнули те, кто был опорой самодержавия - люди, казалось бы, кровно заинтересованные в его незыблемости?! Что было общего у аристократов - и разночинцев, генералов - и поручиков, прагматиков - и поэтов? Почему у этого странного общества не было единой программы захвата власти? А главное - каковы были их планы на будущее?! Ответов много, соответственно много и оценок. Порой - прямо противоположных.
В Петропавловской крепости, в одиночных камерах каждый остался наедине со своей совестью.
Басаргину представилась возможность бежать, но его остановила мысль о том, как он сможет объяснить это своей дочке? Ведь его друзья пойдут на каторгу... так простит ли его Оленька?
Фонвизина сторожили его солдаты - и они попытались организовать побег своему капитану. Но нет - не пошлёт он своих людей сквозь строй!
Митьков болен чахоткой - и его мать долго обивала пороги прежде, чем ей разрешили передачу. Ей разрешили - а больше никому! Узнав об этом, Митьков стал уговаривать охрану разнести продукты по соседним камерам.
И все эти слухи просачивались в город, и люди опасливо шептались: "Каковы молодцы! Не могли ТАКИЕ ради зла бунтовать!"
Вот эта фраза - и есть лейтмотив повести. Офицеры, солдаты, жёны и невесты декабристов, и даже их дети, уже рождённые в Сибири - ТАКИЕ, что смело можно брать себе в образец любого.
Вот жёны декабристов - юные изнеженные княгинечки, на которых крестьяне просто не могли надивиться: "И чему вас отцы-матери учили? И на что вы годны?" Но не смеялись - жалели. И помогали, чем могли - ведь "барыни" по полгода просили, умоляли, требовали разрешения уехать из блистательного Петербурга... на каторгу. К мужьям, лишённым права переписки.
Мария Волконская как-то подсчитала, что за месяц написала родственникам каторжан 200 писем. Александрина Муравьёва успевала и больше! Связные... Это от них Петербург узнал о том, что в Читинском остроге специально для этих страшных преступников построена тюрьма без окон, что князья работают под землёй в цепях, а вес кандалов - полтора пуда, что свидания с жёнами им разрешены не чаще двух раз в неделю...
А невесты? Разрешение на венчание в остроге дано только двоим. И если Варенька Шаховская уехала в Сибирь самовольно - вслед летит строжайший приказ: ни в коем случае не допустить её брака с Петром Мухановым! Молодые люди прожили почти рядом (что такое по сибирским меркам полтораста вёрст) восемь лет - до самой смерти верной невесты.
Двадцать два года добивалась разрешения поехать к сыновьям Прасковья Михайловна, мать Бестужевых. Не добилась! И после её смерти к братьям поехали сёстры - Елена, Мария и Ольга.
И вот - царская милость! Детей, рождённых в Сибири, можно отправить к родне в столицы, но с непременным условием - сменить им фамилии. Оскорбление!
Никита Муравьёв всё же решается отправить свою двенадцатилетнюю Ноннушку к бабушке. Тут же приказ с курьером: "Везти девицу в закрытой карете, с родными встречаться отнюдь не позволять, зачислить в мещанское отделение". Даже не дворянка...
Не стала Ноннушка отзываться на придуманную фамилию, не стала скрывать своего происхождения, и с бабушкой тайком встречалась, и рассказывала о каторге всем, кто хотел знать. Всё-таки осталась Муравьёвой!
Интересно, что автор никак специально не пытается "очернить государя - рыцаря", которого ныне так модно превозносить. Портрет Николая I складывается из его собственных приказов и поступков (все подлинные), а вывод сделать несложно. Вольно или невольно, но даже отзывы иностранных дипломатов звучат убийственным сарказмом: "Удивительно милосердие нового государя - повесил всего пятерых!"
Но как же, стараясь предусмотреть каждую мелочь, император не заметил самодеятельной Академии, устроенной декабристами? Ни их стихов, прозы и рисунков, ни их технических и агрономических достижений? Достаточно сказать, что до декабристов в Сибири вообще не было огородов!
А школы?! "Местные" не понимали, ЗА ЧТО можно было сослать таких людей. Главное - в кои-то веки в их глухомани появились образованные господа. Вот бы - детей к ним в учение!
И почти все, выйдя на поселение, становились учителями.
Если бы этих молодых людей раскидали по разным острогам - по одному, вероятно, затерялись бы. Но все вместе они - непобедимый форпост русской культуры.
Так что же это за восстание, что за явление - декабристы? Очевидно, общее и главное у всех этих людей одно - невозможность быть сытыми среди голодных, счастливыми среди несчастных. Бунт воспалённой совести.
(Все иллюстрации из открытых источников)