Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как французы обращались с пленными немцами?

Дисклеймер: автор не является носителем русского языка. Просим с пониманием отнестись к некоторым особенностям построения речи.

Нахапали французы значит пленных сколько могли после Второй Мировой. Причём заранее ставили всех союзников в известность: "Нам пожалуйста пленных, погуще, да потолще. И ещё вон тех и вон тех". Всего больше миллиона немцев побывали в плену этой нации победителей. Но единовременное наивысшее количество в 900.000 было достигнуто в октябре 1945, когда американцы подкинули им 740.000 "в долг".
Де Голь честно отрабатывал во время войны, завоевывая колонии, как он думал, для будущей свободной Франции. Оказалось что нет.
Параграф 75 Женевской конвенции 1929 года предписывал скорейшее возвращение на Родину пленных. Всего после войны 11 миллионов немцев попало в плен. Их большинство лишь после 8 мая. Планы по использованию их рабочей силы были составлены заранее, потому никто и не собирался дословно придерживаться конвенции. Причём французы об этом заявляли открыто. Нужно было восстанавливать страну и рабочих рук не хватало. Фритц Еберхард, ставший позже издателем газеты Штуттгартское обозрение (Stuttgarter Rundschau) описал случай, когда французский блокпост тормознул в немецком городе Цуффенхаузен американский конвой с несколькими сотнями пленных, отпущенными на Родину (один швейцарец поведал мне о рассказах своего дедушки, как французы "охотились" на американские конвои с пленными и забирали всех себе). Все пленные немцы были объявлены французскими пленными. Американский офицер ничего не мог сделать.
Пленных немцев кидали на работы в сельском хозяйстве. Заставляли разминировать минные поля.


Пожалуй одна из главных причин набора пленных кроме рабочих нужд, было их вербовка в легионеры. Французские колонии слегка расслабились во время войны, так сказать нюх потеряли. Нужно было отвоевывать старое и завоевывать новые. А где брать добровольцев. Вот тут бывшие эсэсовцы и солдаты вермахта пришлись кстати. Легион, состоявший тогда из 15.000 солдат получил нехилую такую прибавку в 10.000 в основном молодых, зато опытных и жестоких вояк. Французы готовили судебные процессы против военных преступников, и служащие СС получили возможность избежать таким образом суда. Они понимали что творили не всегда разрешенные вещи. А тут им предлагали выйти из тюрьмы, поднять денег, и к тому же творить дальше любимый геноцид в Африке, Индокитае а позже и во Вьетнаме. Тем более что французский суд не славился как "самый гуманный в мире".


Точные цифры по количеству завербованных не смогли или не захотели сообщать ни немецкие, ни французские инстанции. Названные цифры лишь приближенная оценка.


Каждый завербованный получал справку об освобождении из плена. Общественность в Германии практически ничего об этом не знает, хотя для поиска близких в плену тратились очень большие усилия и средства.
Через Красный крест удалось добиться увольнения некоторых легионеров, которым на момент подписания контракта ещё не было 18 лет. Из них лишь несколько вернулись в Германию из Индокитая.
Тем временем США к лету 1946 начали наращивать давление на Францию, с тем чтобы та поскорее отпустила на Родину все ещё находившихся там 450.000 пленных немцев. Какая-то их часть все ещё сидела в лагерях военнопленных. Историки не пишут, почему именно США требовали этого, между тем простой взгляд на интернациональную обстановку все разъясняет. А именно в марте 1946 года Черчилль произнес свою речь о Железном занавесе против социалистических стран. Обстановка накалялась и США нужны были солдаты в Европе, на случай войны против СССР.


Францию это мало интересовало. Её интерес лежал в основном в расправе и судах над военными преступниками и рабочей силе для восстановления страны.
Далее Смит пишет, что питание пленных, находящихся в лагерях, было катастрофическим. В связи с недоеданием около 300.000 немцев балансировали на грани жизни и смерти. Вмешательство Красного Креста приносили краткосрочные улучшения ситуации.
Выпускали из плена французы тех, кто мог доказать, что боролся против национал-социализма, кто сильно болел или в особых случаях. Например один из нацистов спас офицера армии союзников. Когда это стало известно, его отпустили и широко оповестили об этом общественность во всех газетах.
Участились случаю побегов. Причем беглецов ловила немецкая полиция уже в Германии и передавала французским властям. Также сбежавшие в Швейцарию, пойманные полицией, передавались Франции, хотя это и противоречило Женевской конвенции. На этом моменте становится понятно, что практически все страны, подписавшие конвенцию, а отнюдь не только те, которые принято критиковать (Германия, Франция), преступали её предписания.
Около 4.000 немцев сбежали из плена в Испанию. Их там держали под охраной, настолько безалаберно, что большинство сбежало и оттуда, уже на Родину. Оставшиеся 600 вернули с Красным крестом.
Чтобы отмазаться от давления США, французы предложили пленным немцам контракт свободного рабочего. Но американцы протестовали снова, под предлогом того, что американский народ против принудительного труда (забыли про проведённый в США дефарминг и трудовые лагеря Рузвельта. Понятное дело, находящихся под контрактом во Франции немцев было бы трудно поставить под ружьё против СССР в Германии).
Французы все таки отстояли свою позицию и многие пленные немцы получили свободу и работу. Из 450.000 оставшихся военнопленных немцев французы каждый месяц обязались посылать домой по 20.000 тех, кто не захочет остаться работать. В первую очередь тех, кому перевалило за 50 и антинацистов. Кого подозревали в военных преступлениях, эсэсовцев, членов партии НСДАП, не отпускали ни на работы, ни домой.
До февраля 1948 из пленных 110.000 приняли предложение остаться работать во Франции. Большинство из них вернулись в Германию до конца 1949 года. Пленных Франция вернула в 1948, кроме тех, против кого шло расследование.


Причём Франция, в отличии от Англии и США, вела процессы не в Германии, а у себя. Немцев держали в тюрьме, не допуская к ним никого. Таким образом невозможно было подготовить защиту обвиняемых. Но с другой стороны медленная работа французских судов давала возможность близким собрать средства на защиту. Немецкие юристы не допускались к французскому военному суду. Приходилось нанимать французских защитников и к ним переводчиков. Они же с самого начала называли своих клиентов обманщиками и бандитами. Французы по всей видимости добивались не правосудия, а мести, чего немцы совсем не ожидали. Они то надеялись, что имеют все права в соответствии с конвенцией.


Из всех подсудимых немецких пленных, казнены были 1 - 2%. 70% получили тюремный срок. Из них 15% пожизненно. Остальные были оправданы. Часто приговоры осуществлялись без доказательств вины.
Для оплаты адвокатов земли Германии собрали фонд в 400.000 марок, который был предоставлен Красному кресту.
Комунистическая Партия Германии (KPD) критиковала решение, защищать всех подсудимых, так как некоторые из них бесспорно виновны.
Красный Крест нанимал немецкого адвоката, для поддержки французского защитника для каждого подсудимого. Также он собирал корреспонденции и помогал при сборе доказательств и информации.
Всего в 1948 году провели 218 судебных разбирательства. Около 3.000 оставшихся пленных отпустили домой, но при обсуждении кого-то из них, немецкая полиция проводила арест и выдавала подсудимого Франции.
Но со временем США создавали всё больше давления на Францию, так как уже создавалась ФРГ, которая была частью союза против СССР. Французские суды работали слишком медленно, а сбор доказательств был все сложнее, чем больше времени проходило с конца войны.

В 1950 году в Бундестаге прошло обсуждение ситуации оставшихся в французском плену солдат. При этом было выражено сожаление о недостаточной понесенной ответственности за военные преступления, так как из тюрем уже вышли все генералы. Званием выше полковника в тюрьмах за военные преступления уже никого не было.
Холодная война была уже в полном разгаре и немецкие генералы и солдаты официально становились частью планов войны против СССР. Проблема ответственности за военные преступления ушла на задний план перед угрозой капитализму со стороны коммунизма. Пленных пришлось уже в срочном порядке освободить. Урок, полученный от безоговорочной капитуляции забылся.

Автор - Wasilij Saizev

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2