Иногда бренды меняются, потому что настало время для ребрендинга. А иногда - концепция бренда предусматривает наличие нескольких разных визуальных носителей.
А как быть с точки зрения права и сколько товарный знаков нужно регистрировать?
Если у бренда имеется графический / изобразительный элемент, и именно он будет использоваться на вывеске, документации, упаковках товара, то рекомендуется регистрировать именно такой вариант. Также может быть рекомендована регистрация словесного обозначения, так как при рекламе и продвижении часто встречаются объявления, где не применяется логотип / графика бренда. Это может быть связано с техническими особенностями площадки и/или ее политикой.
В случае, если в процессе использования у бренда изменится изобразительный элемент, то наличие словесной регистрации товарного знака будет носить универсальный характер.
Дело в том, что гражданским кодексом предусмотрена ответственность неиспользования зарегистрированного товарного знака. Если правообладатель не использует знак в течение трёх лет с момента его регистрации в Роспатенте, то любое заинтересованное лицо имеет право прекратить действие такого товарного знака.
Поэтому правообладателю важно использовать свой знак. Причём использование признаётся только в том виде, как знак был зарегистрирован или с изменением его отдельных элементов, которые не меняют существа товарного знака.
При этом нужно понимать, что является существенным изменением, а что нет:
- изменение размера изобразительного элемента - не существенно (хотя все индивидуально!)
- перемещение элементов - существенно
- изменение цвета - существенно
- изменение шрифта - существенно
- удаление незначительного изобразительного элемента - не существенно
- замена словесного элемента - существенно
То есть внести изменения в бренд можно, но, со слов и понимания законодателя, это уже требует дополнительной охраны, так как закон ориентируется на мировую практику и массового потребителя.
Также бывает, что бренд совмещает в себе несколько цветовых сочетаний, которые используется в разных ситуациях / на разных товарах.
В данном случае есть необходимость регистрировать бренд в нескольких цветовых вариациях. Есть мнение, что если у бренда несколько цветовых вариантов, то можно подать одну черно-белую заявку. И все бы хорошо, но тогда нужно использовать знак в ч/б варианте, как он был заявлен.
Не стоит подавать заявку, намеренно изменяя обозначение, чтобы обойти правовую среду, или включать в заявку несколько вариантов. Закон призван защищать права правообладателей, поэтому базовые рекомендации будут такими:
- Если у бренда несколько визуальных концепций / цветовых сочетаний, однако нет средств регистрировать несколько товарных знаков, то лучше выбрать 1-2 наиболее популярных варианта, которые будут использовать в основной деятельности. Например, для маркетплейса это сайт, для производителя постельного белья это вывеска и упаковка товара. Это позволит доказать использование знака, а в случае нарушения прав - успешно их защитить и также подтвердить деятельность.
- При регистрации товарного знака рекомендуется рассмотреть вопрос о подаче двух заявок: комбинированное и словесное обозначения. Комбинированное - может быть использовано на товаре, вывеске, документации, словесное - в рекламе, бухгалтерских документах, отзывах и благодарностях. Такая двойная регистрация даёт возможность разного использования и продвижения бренда, а также учитывает требования законодательства по использованию знака.
Получить поддержку и помощь в озвучены выше вопросах всегда можно у наших друзей - экспертов Центра IPhub
А всё, что связано с дизайном, брендингом и прочей красотой и пользой - идите к нам в Brand hub