Близился Велик День - "Ярилки" по-нашему. Большой, светлый праздник. По утру развернётся на холме бойкое торжище. Сойдутся дальние и ближние соседи: голяды, корелы, весины, словены, да меря курносая. Теснятся на вымоле узкие долблёнки родимичей, плетёные карельские челны, обтянуты многоценной турьей кожей, тут же и простые сосновые плотики. Горшки, корзины, мёд, вяленое мясо и рыба, сукно и пряжа, кади с зерном, пушнина и кожи, топоры и ковань – всего валом.
Гордый охотник за барсучий жир да блестящую чёрную куну сторгует гостинец для любушки - модные, ныне, словенские кольца на повой, да витые из сочной бронзы гривны на шею. Приоденет и точёные стрелы свои в кованые навершники. По то и торг!
А как растает шумный, весенний день, приспеет пора яровать. Ныне все друг дружке женихи и невесты. Бьются грудью и во всю токуют, безумствуют глухари. Плещутся на тёмном мелководье щуки. В припадке безудержной страсти выпрыгивают из воды, поднимая тучу серебряных брызг. Даже строгая рысь вешним днём катается по хвойному одеялу и мурлычет, паче ласковой кошки.
Не спят и люди – всю ночь жгут на холмах костры. Песни, пляски без удержу, аж до самой зори! Ибо, ночь та особая! Пробуждает Ярила и в людях великую страсть и нежность. Любовь насытит Мать - Сыру Землю плодоносной силой. Ту силу Живой исстари зовут. Без Живы и зерно не прорастает. Без любви ничего и нет…
И нет верней клятвы, чем та, что слетает с губ в ясную Ярилину ночь под священной ракитой. И невест умыкают, но творят сие по обоюдному согласью и люботе.
И рушатся в праздник чары колдовские – возвращаются к родному печищу заблудившиеся в лесу дети. Пролезши сквозь хомут, лютый волк становится добрым молодцем. А спящих в лесных вертепах красавиц будят поцелуи отважных женихов.
***
Накануне нашего возвращения в мир людей я пошёл к Кощею. Меня терзал всего один вопрос.
- Как поступают с девушками, коим довелось жить в Мужском Доме?
Старый волхв раздумчиво жевал кончик жёсткого уса, долго скрёб в затылке и, в конце концов, принялся деловито зевать – верный знак того, что докучный разговор не полюби пришёлся. Следовало отступиться, уйти, но я упорно стоял, переминаясь с ноги на ногу. Вот сей час поползут вверх грозные косматые брови. Безмерной тяжестью падёт страшный немигающий взор колючих глаз. Ну и пусть мне. Не отрекусь от Айно.
- Куда их? Что будет с Айно? – пытал я упрямо.
Кощей усмехнулся. Колючие глаза смотрели устало. Губы едва шевельнулись, а голос прозвучал ясно.
- Память – это всё, что есть у людей. Отними память – и кто ты есть? Чей ты? Кого любил? О чём печалился? Как звали твоего отца? Твоего деда? Какие песни пела твоя мать? Как твоё имя?
О чём это он? Я ничего не понял. А Кощей молча наблюдал за мной. И видно его веселило моё скудоумие. Наконец он сжалился и ответил просто, без лишних премудростей.
- Они забудут обо всём, что с ними было.
Как это? Да и можно ли забыть всё разом?
- А я? Она и меня забудет? – выпалил я недоверчиво.
Кощей встал и медведем полез вон из избы, давши понять – всё разговор окончен.
Сели вечерить. Последний раз купно. Завтра в Ярилин день покинем Лесную гридю. Оженимся, заматереем и останется лишь поминать холостую волчью волю. И уже самим не поверится – было, аль не было? Каждому поколению своя молодость выпадает. Всё сплетётся-свяжется в единую пряжу Времени, но только избранным суждено остаться в легендах и сказах.
Обычно шустрая Умила едва шевелилась, не отзывалась на шутки, и как-то странно потряхивала головой, словно бы отгоняя назойливую муху. Никто кроме меня не заметил перемены и в тихой Айно. Да и я не углядел - сердцем почуял неладное в её больших и будто бы незрячих глазах.
Когда девчата ранеными куропатками повалились на лавку. Парни вскочили, хватаясь за ножи, суетливо озираясь, принялись искать скрытого ворога. Я кинулся к Айно. Осторожно приподнял голову. Провёл рукой по лицу. Ладонь ощутила тёплый трепет дыхания.
- Айно! – позвал я шёпотом, - Айно!
Няжита и Малко, чуть не столкнувшись лбами, тоже ринулись к Айно. Прочие бросились к Умиле. Сомнений не было - наши подруги крепко спали.
Кто знает – куда уносятся Души во время сна? Может быть, одолев неподвластное для плоти время, спешат повидать тех, кому ещё только предстоит родиться? Или лёгким пёрышком летит Душа за грань Смерти? Дабы пожалиться тем, кто давно покинул сей суетный мир?
В любом случае не стоит бестолково тормошить спящего. Ненароком помешаешь Душе вернуться обратно, спугнёшь, нарушишь хрупкое единство плоти и духа. Недолго и до беды.
Косматая фигура волхва будто выросла из-под земли.
- Пусть спят! - строго рыкнул Кощей. И немного помолчав, добавил тихо:
- Проснутся, когда расстанутся с прошлым…
Мы и несли их – спящих, закутанных в волчьи шкуры. Сестре Волка – почёт. А коли сыночек у такой родится – волхвом станет. Кощей волшбе выучит и откроет то, что не всякому знать дозволено.
Побратимы по очереди несли Умилу. Айно я никому не дал нести. Я готов был идти хоть на край света с такой ношей.
Нас встречали всполохи костров, смех и радостные крики. Расхрабрившиеся девки норовили дёрнуть за рукав, подмигивали озорно, наперебой зазывали прогуляться до крутого бережка. Что тут скажешь – нас теперь мнили завидными женихами. За охотника пойти – век в сытости, да в мехах!
Я держался поодаль от досужих глаз. Схоронился за раскидистой красавицей-ракитой. Опустил наземь свою драгоценную ношу и, поклонившись деревцу, отмахнул острым ножом гибкую ветвь. Немедля срезал и кусок собственной кожи – было б чем прикрыть Ракитушке рану, и принялся мастерить свирель.
Люди почему-то придают большое значение словам. Но, ежели глянуть попристальней, то найдётся многое, чего и словами не передать. Как рассказать о жгучей до одури любви? Или о тоске раненой птицы по бескрайнему небу? Или о веренице утрат, выпавших на долю одинокого воина? Где эти слова? И какими они должны быть?
Но там, где бессильно отступает слово, рождается музыка!
Вот и моя свирель пела, и плакала, и надеялась, и звала-звала.
- Ты встань, пробудись, мой сердешный друг. Я три посоха железных изломала, три хлеба железных изгрызла, трое башмаков железных истоптала, покуда шла к тебе, блуждая по тёмной сторонушке.
(из русской сказки "Пёрышко Финиста Ясного Сокола")
Губы Айно чуть заметно дрогнули и ожили в улыбке. Потом проснулись ресницы. Серые очи удивлённо разглядывали моё лицо, будто впервые. Насупились тонкие бровки, силясь вспомнить что-то далёкое, да видно не хватало сил. И было нам обоим хорошо.
- Полюбила ты меня, красна девица, в образе чудища лесного, полюби ж теперь в образе человеческом!
(из сказки С. Аксакова "Аленький цветочек")
Так звучит свирель.
О сказочных терминах. Как появился образ спящей красавицы.
(Отрывок из книги В. Проппа "Исторические корни волшебной сказки")
В сказке девушка, прожив некоторое время у богатырей, внезапно умирает. Пробыв некоторое время мёртвой, внезапно оживает, после чего вступает в брак с царевичем. Временная смерть - характерная черта обрядов Посвящения. Мы можем предположить, что девушке, раньше чем быть выпущенной из Мужского Дома, приходилось испытать на себе некие обрядовые практики, гарантирующие сохранность тайн Мужского Дома. От чего же девушка "умирает"? Сказка помнит три группы возможных средств.
1 группа - предметы, вводимые под кожу (иголки, шипы, занозы, гребёнки, веретёнца)
2 группа - средства, вводимые внутрь (чаще отравленные плоды, реже напитки)
3 группа - предметы, которые надеваются (рубашки, платья, пояса, туфельки, бусы, кольца, серьги)
Средства оживления очень просты. Нужно вынуть иголку или шпильку. Нужно потрясти тело, чтобы отрава выскочила наружу. Снять, злосчастное колечко или рубашку. Эти действия соответствуют народному пониманию болезни. Болезнь мыслится, как некий чужеродный предмет. Поэтому аутентичные целители заговором изгоняют, болезнь вон из тела, а не лечат само тело.
Начало этой истории - тут! 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть,
6 часть, 7 часть, 8 часть, 9 часть, 10 часть.
Иллюстрация - фрагмент картины В. Васнецова "Спящая царевна"
Уважаемые читатели! Завершён очередной цикл моих мини-историй.
Закончился и годовой цикл! От души благодарю всех, кто находит время прочесть, поспорить, подбодрить и покритиковать меня. Вы помогаете мне искать лучшую версию себя! Это не просто, но очень важно!
В будущем году планирую продолжить работу. Обязательно будут и новые темы и новые истории! Всем читателям здоровья, гармонии и побольше везения в жизни! С Новым Годом!
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!