Красный - цвет робкого смущения и жгучего гнева. Революция, сердце, сила, жизнь и страсть - то, что с ним ассоциируется. Цвет почитаемый многими художниками, писателями и, конечно же, режиссёрами (такими как Кубрик, Линч, Тарантино и Скорсезе). Сегодня расскажу вам, по каким правилам красный цвет работает в кино, как этот цвет помогает повествованию в мультфильмах и кинофильмах, и каким способом он управляет нашими эмоциями?
Каждый цвет в палитре имеет свою уникальную смысловую нагрузку - он рассказывает историю, помогает прочувствовать настроение. Цвет легко находит своё применение в искусстве – в песнях, картинах и особенно - в кинопроизводстве. По некоторым цветовым решения можно с лёгкостью отличить работу Гильермо дель Торо от картин Уэса Андерсона. Но почему именно красный? Всё по порядку!
Что такое цвет?
Это субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона. Говоря проще, это волнообразный поток света, проходящий через роговую сетчатку нашего глаза. Поток света вызывает различный спектр ощущений у разных людей, (в силу их индивидуальных физиологических способностей) и поэтому для каждого из нас цвет может отличаться по-своему - имея не только разные оттенки в восприятии, но и различие в эмоциях и ощущениях от того или иного цвета.
От Ньютона до Гёте
Представьте себе небольшой зеркало, которое отражает прямые солнечные лучи в жаркий летний день. По вашим стенам, по потолку и полу начинают разбегаться солнечные «зайчики». Представили? Именно так Солнце излучает свет в своём максимально широком спектре, и выделяет в нём семь основных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Частота колебаний и длина волн относится к объективной характеристике цветов. Самая низкая частота колебаний у красного цвета, самая высокая - у пурпурного. Эти семь цветов спектра, расщеплённые через призму в процессе эксперимента и выявил Исаак Ньютон в 1676 году. Любой из цветов мог поглощать или отдавать, а также имел три основные характеристики: цветовой тон (hue), светлость цвета (brightness) и насыщенность (saturation). Эти характеристики становятся инструментами в руках деятелей искусства, когда речь заходит о цвете и работе с ним.
Перенесёмся на почти сто лет вперёд
Иоганн Вольфганг фон Гёте как поэт не только любил творить в разных литературных жанрах (от эпоса до автобиографии), но интересовался всем понемногу – знал более семи языков, изучал естественные науки, даже пробовал себя в живописи, но как-то не срослось. Тогда Гёте начал изучать цвет – его структуру и психологию. Потратив на изучение более 40 лет, он выпустил в свет книгу под названием «Учение о цвете». В ней Гёте рассуждает о свете, тени, оптических иллюзиях и цветовом искажении. И так как поэт не был настоящим деятелем наук, его труды возмущали многих учёных (так, в одном из своих эссе, Гёте пытался опровергнуть Ньютоновскую теорию цвета).
Тем не менее, в некоторых научных открытиях Гёте оказался первым: опередив своё время Гёте описал дальтонизм (и каким дальтоники видят мир) и изобрёл цветовой круг (без которого не обходится сейчас ни один дизайнер, фотограф, колорист – да и многие другие). Также, автор в своей работе задумался о том, как цвет влияет на нас и какие эмоции вызывает.
Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832)
Так как же красный цвет влияет на нас?
Цвет имеет необычное биологическое воздействие на человека. Он вызывает всевозможные пылкие эмоции: когда мы чувствуем злость или смущение, наше лицо, в буквальном смысле, краснеет.
Красный цвет влияет на человека как кнопка «активировать»: как только мы видим его, ритм нашего дыхания и сердцебиения учащается, кровяное давление и мышечный тонус повышается – все функции организма становятся более активными. Мы реагируем на красный цвет как бык, перед которым матадор сверкает ярким плащом. Активация происходит и на психологическом уровне: Гёте и Кандинский в своих работах приписывали красному цвету радость, зрелость и энергию. Но эмоции могли быть не только положительными.
Кадр из фильма Квентина Тарантино «Убить Билла» (часть первая)
Исторический код
Восприятие цвета – не только биологическое явление, но и культурное. Даже сегодня – если найти слово «красный» в словаре, в синонимах найдётся определение «крови» и «огня». Два элемента, встречающиеся в любом обществе, и связывающие различные религии и страны на протяжении всей истории человечества.
Для первобытных людей, в первую очередь, это был цвет крови - а потому мог иметь и положительное значение (кровь при рождении новой жизни), и отрицательное (кровь убийства, повреждения). Психология красного цвета подчеркивает его амбивалентность и в более поздних верованиях: в Древней Индии это цвет материнства, в Древнем Риме – цвет бога войны. Именно поэтому, при просмотре фильма (будь то ром-ком или хоррор) красный, алый, багровый, пурпурный будет использоваться для самых эмоциональных и буквально взрывных моментов.
Картина Питера Пауля Рубенса – «Марс и Рея Сильвия» (1617)
Например, в фильме «Она» Спайка Джонса каждый кадр фильма буквально пропитан мягким красный цветом и всеми его оттенками - рабочий стол самого Теодора (писателя и сочинителя романтических писем – всё достаточно символично, не находите?), его квартира, его одежда и даже операционная система Саманта предстаёт в красном цвете. В то же время, в фильме «Шестое чувство» Найта Шьямалана красный цвет будто предупреждение – нечто потустороннее присутствует прямо здесь, в нашем мире. Лестницы, кусты роз вдоль улиц, двери церкви, мальчик Коул в красном свитере, воздушный шарик – цвет работает сам по себе, без лишних слов. Отсюда возникает ощущение некого волнения – саспенса (тревожного, беспокойного ожидания) на протяжении сцен в фильме, в которых будет так или иначе присутствовать данный цвет.
Хоакин Фэникс в фильме Спайка Джонса «Она» (2013)
Акцент или цвет как повествование
Яблоко Белоснежки, туфельки Дороти из Страны Оз, Джессика Рэббит в знаменитом красном платье из фильма «Кто подставил кролика Роджера?», филосовский камень в фильме о Гарри Поттере. Всё это акценты, детали на которые мы должны обратить внимание - они являются двигателем повествования. Идеи, высокие цели, страх, мечты, любовь, месть - то, что прячется за этим цветом.
Также, яркий цвет может вести зрителя по сюжетным и временным линиям: цвет поможет различить реальность от фантазии, настоящее от воспоминаний. Цвет создаёт порядок в кадре или вносит в него полнейший хаос. Выразительность цвета присуще галлюцинациям, фантазиям, сказкам – потусторонним мирам и существам из других миров (подчеркивает мистику, магию и волшебство).
Кадр из фильма «Волшебник страны Оз» Виктора Флеминга (1939)
Символизм
Самый весомый двигатель всего искусства в целом. И лучше всего его можно показать на примере фильма «Список Шиндлера». Это картина прекрасно воплощает все символические применения красного: его происхождение из огня и крови, религиозную значимость, сформированную во времена языческих обрядов (вплоть до Христианства) и использование двойного значения цвета.
Фильм начинается с зажжённой спички еврейской семьи, отмечающей Шаббат. С самого начала, огонь в фильме символизирует еврейские традиции, а затухшее пламя свечи предвещает конец еврейской жизни в Польше. На протяжение всего фильма огонь является символом выживания еврейского народа и символом его уничтожения. А одна из самых запоминающихся сцен фильма – маленькая девочка в красном пальто, потерянная на улицах Кракавского гетто, невероятное суммирование всех этих идей в одно. Сам Спилберг рассказал, что она символизирует насколько был очевиден Холокост, но никто не сделал ничего, чтобы остановить его. «И Америка, и Россия, и Англия знали, но ничего не делали. Мы не потратили никаких ресурсов, чтобы остановить этот безжалостный смертельный марш. Это было огромным красным пятном, которое видели все, но никто ничего не сделал. Поэтому я решил привнести немного красного в фильм» - добавил Спилберг.
Момент из фильма Стивена Спилберг «Список Шиндлера» (1993)
Эпилог
История красного цвета - это история противоположностей - страха и решимости, потерь и нахождений, зарождения и падения. Красный цвет имеет мощный и первостепенный оклик для каждого зрителей, который исходит из базовых человеческих потребностей и понимания - жизни и человеческого тепла. Красный цвет как некое напоминание: помни, цени, люби и никогда не забывай. Многие кинопроизводители, художники, маркетологи не обязательно знают реальную символическую историю каждого цвета, но лучшие из них точно знаю, как они работают.
С наступающий, и будем надеяться, счастливым новым годом! Пусть он будет наполнен только самыми лучшими, тёплыми и яркими моментами :)