Эту историю в Советском Союзе передавали из уст в уста, и без преувеличения можно сказать, что в 50-е годы прошлого столетия она была известна подавляющему большинству жителей СССР
Даже официальная коммунистическая пресса (правда, местного значения) была вынуждена давать официальное опровержение. В начале 1956 года в куйбышевской газете «Волжская коммуна» выпустили статью, которая опровергала упорные слухи, что девушка, танцевавшая в новогоднюю ночь с иконой Николая Угодника, в прямом смысле слова окаменела.
Сегодня «стояние Зои» считается церковной легендой, которая гласит, что в Куйбышеве (нынешней Самаре) на улице Чкалова в доме 84 зимой 1955–1956 гг. проживала Зоя Карнаухова. На Новый год она организовала приём, на который, помимо друзей, пригласила своего жениха по имени Николай, но тот так и не появился. Тогда огорчённая девушка взяла из красного угла, который был практически в каждом доме, несмотря на притеснения коммунистов, образ Николая Чудотворца и начала с ним танцевать. Подруги принялись уговаривать хозяйку поставить икону на место, но Зоя никого не слушала. В девушку словно бес вселился, она шутливо отвечала: «Если есть Бог, Он меня накажет».
В самый разгар веселья сверкнул яркий свет, и Зоя застыла. Её тело стало твёрдым, как камень. Её попробовали сдвинуть с места, чтобы уложить на кровать либо взять из её рук икону, но ничего не получалось. Она стояла неподвижно и безмолвно, не подавая никаких признаков жизни, только едва-едва стучало сердце. Приехавшая скорая попыталась сделать уколы, но все иглы ломались об окаменевшую кожу. По городу сразу же распространились слухи о происшедшем, конная милиция оцепила дом, но народ всё равно стал собираться к жилищу Зои.
В дом пригласили священника, он отслужил молебен, но ничего не помогло. Затем в дом пришёл какой-то старец, уговорил милиционеров пропустить его в дом. Он без труда вынул икону рук девушки и сообщил родственникам, что она будет стоять до Пасхи 1956 года. Зоя простояла более полугода, но в Пасхальную ночь пришла в себя. Она стала истово молиться, умоляла всех окружающих покаяться в грехах и всего через три дня умерла.
После падения коммунистического строя этот случай предали огласке: в 2000 году вышел документальный фильм «Стояние Зои», рассказавший историю о куйбышевском чуде. В 2009 году режиссёр Александр Прошкин снял уже художественную ленту «Чудо», а в 2015 году вышел телефильм «Зоя». Издательство Сретенского монастыря выпустило повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние». В 2012 году по соседству с Зоиным домом на улице Чкалова, 86 установили памятник Николаю Чудотворцу, освящённый 22 мая того же года, в день перенесения мощей святого.
12 мая 2014 года Зоин дом сгорел. Его подожгли. Виновников установить не удалось.