Найти тему

Отечественное здравоохранение: итоги 2020 года и неотложные меры в будущем году

Ректор ВШОУЗ, доктор медицинских наук Гузель Улумбекова специально для Алехин. Telega власти


Сегодняшний кризис российского здравоохранения определяют две проблемы. Первая главная – длительное недофинансирование. Из-за этого наше здравоохранение критически «истощено», у нас низкая, почти нищенская, оплата труда медицинских работников и их дефицит, не хватает лекарств, недостаточно стационарных коек, а тарифы по оплате медицинской помощи не позволяют лечить по современным рекомендациям.

Вторая – это неэффективное управление. За последний год, все уже поняли, что здравоохранение, как и оборона, отвечает за безопасность страны, за сохранение жизней наших людей. А теперь представьте себе армию, которая управляется не из единого штаба. Разные рода войск планируют свои боевые действия сами по себе, вдобавок еще каждый регион содержит свою мини-армию и конкурирует между собой за солдат и офицеров. Вот также и в нашем здравоохранении: разные службы, отвечающие за здоровье населения, не подчиняются штабу отрасли - федеральному Минздраву. Санитарно-эпидемиологическая служба в Роспотребнадзоре, служба медицины катастроф в Федеральном медико-биологическом агентстве. А все региональные органы управления здравоохранения каждый сам за себя, а те, кто побогаче переманивают друг у друга врачей и медсестер. Как Вы думаете, можно в таких условиях одержать победу?

Но это еще не все. Пришедшая в начале 90-х на смену простой и ясной бюджетной модели финансирования здравоохранения, существовавшей в Советском Союзе, система ОМС еще больше усугубила ситуацию. Она устроена по рыночному принципу - «деньги следуют за пациентом», то есть медицинская организация должна «зарабатывать», «завлекая» пациентов. А если пациентов мало, как например, в инфекционной службе при отсутствии эпидемии или в сельской местности, да еще если и денег за пациентом «следует» недостаточно, то тогда организация вынуждена экономить: сокращать медицинский персонал, стационарные койки или вообще закрываться. Именно так мы разрушили большинство медицинских организаций в сельской местности и малых городах, сократили инфекционные и другие «экономически невыгодные» больницы. Этот рыночный способ оплаты неприемлем для системы здравоохранения, которая должна развиваться планово, сохраняя свои главные принципы – территориальную доступность и преемственность в оказании помощи. Для этого учреждениям надо платить по смете, которая покрывает их базовые издержки.

И не надо забывать про бездарную оптимизацию, которая с 2012 по 2018 г. лишила нас 46 тыс. врачей и 160 тыс. коек. Тем самым население лишилось необходимой помощи, а здравоохранение критически важных сегодня резервных мощностей. Да, нечеловеческими усилиями наших коллег, работников здравоохранения, во время эпидемии удалось закрыть брешь, пробитую в российском здравоохранении. Но такие грубые просчеты непомерно дорого обошлись нашему народу. По итогам 2020 года сверхсмертность, то есть дополнительное число умерших по сравнению с 2019 г. составит 240 тыс. человек, или плюс 15%. И только половина из этих потерянных жизней связана с эпидемией, вторая половина умерла, так люди не смогли поучить помощь по другим показаниям – у нас не оказалось резервных мощностей.

В 2021 г., чтобы не латать пробоины, а выстроить надежную оборону для защиты здоровья и жизней наших людей нужно немедленно:
• Увеличить государственное финансирование здравоохранения – для этого надо добавлять ежегодно по 520 млрд руб. к предыдущему году. К 2024 г. государственное финансирование здравоохранения должно составить не менее 5% ВВП;

• Централизовать управление российской системой здравоохранения во главе с Минздравом России, в том числе подчинить ему санитарно-эпидемиологическую службу, выделив ее из структуры Роспотребнадзора, и Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».

• Восстановить бюджетное финансирование и сметный способ оплаты медицинских организаций. Для этого средства ОМС, федерального и региональных бюджетов должны быть объединены в едином «кошельке» с последующим распределением в регионы, исходя из уровня заболеваемости. Законодательно установить ответственность бюджетов всех уровней за финансовое обеспечение медицинской помощи в соответствии с установленными нормативными требованиями по объему, срокам, качеству и условиям ее оказания.

Всего этого не произойдет, если не будет проведена системная реформа здравоохранения. И чтобы не натворить больше ошибок, нам надо принимать решения в здравоохранении на основании клинико-экономического обоснования и обязательного, неформального экспертного обсуждения.

Делимся, обсуждаем и подписываемся на Телеграм-канал Алехин. Telega власти