Найти тему

Иллюзия «скрадывания расстояния» и прерывание взлета самолета

Иллюзии, возникающие во время полета с одной стороны интересны для изучения, но с другой – несут в себе потенциальную опасность и требуют от членов экипажа быстрой оценки ситуации на основе объективных данных и принятия волевого решения вопреки собственным субъективным ощущениям, зачастую противоречащим показателям приборов.

Одним из потенциальных источников возникновения иллюзии скрадывания расстояний является взлет с незнакомых аэродромов, расположенных в горной местности.

Вид ВПП из кабины самолета
Вид ВПП из кабины самолета

Один из таких случаев произошел при взлете с незнакомого горного аэродрома на высоте 800 м. над уровнем моря с максимальным взлетным весом. Профиль ВПП был искревленным – КТА имела принижение относительно исполнительного старта и конца полосы. За ВПП имелась возвышенность. Разбег происходил «вяло», необходимая скорость была достигнута позже и на большем удалении от начала ВПП, чем обычно. В момент подъема переднего колеса, при переводе взгляда на дальнюю перспективу, пилот почувствовал, что препятствие за ВПП вряд ли удастся гарантированно перетянуть. Расстояние стремительно сокращалось. Командир экипажа почти мгновенно принял решение прекратить взлет. Торможение оказалось неэффективным, однако самолет не выкатился за пределы ВПП.

Таким образом, перед командиром экипажа возникла неожиданная проблема: продолжить, или прекратить взлет. На возникновение иллюзии и действия экипажа влияют как субъективные, так и объективные факторы:

Объективные факторы: высокая температура, низкое барометрическое давление, снижение тяги СУ, необходимость взятия руля высоты более, чем обычно, увеличение оборотов более, чем обычно; медленный темп нарастания скорости; незнакомый рельеф ВПП; изменение оптических свойств среды; перепад температуры разных слоев воздуха.

Субъективные факторы: рассогласование ранее выработанного навыка восприятия скорости и темпа ее нарастания; особенности мышечно-суставного чувства; ощущение критического недостатка тяги, располагаемой дистанции и времени; иллюзорное восприятие увеличенных вертикальных размеров удаленных объектов; ощущение неожиданно большей высоты препятствия при переносе взгляда на горизонт в момент отрыва; ощущение несоответствия возможности вертикального маневра с высотой припятствия.

Иллюзия проявляется в субъективном «скрадывании» расстояния до препятствий, расположенных за ВПП, увеличению их вертикальных размеров до 10-20%. Кроме того, в процессе разбега из-за объективного снижения тяги происходит закономерное рассогласование ранее выработанного навыка восприятия скорости, темпа ее изменения и перемещения внекабинных ориентиров. Подобные рассогласования подкрепляются мышечно-суставным чувством из-за необходимости взятия более, чем обычно рулей высоты, что приводит к дополнительному ощущению критического недостатка тяги, располагаемого запаса дистанции и времени.

Для исключения возможных негативных психологических состояний, в случае усложнения условий взлета с незнакомого аэродрома, экипажу необходимо тщательно ознакомиться с его особенностями, вплоть до выполнения пробного пробега.

Для парирования иллюзий целесообразно ориентироваться, прежде всего, на объективные показатели – достигнутая скорость, остаток ВПП, параметры работы силовых установок и др. С этой целью на предполетном инструктаже экипажу необходимо установить четкие, объективные (опорные) критерии применительно к конкретным условиям, по достижению которых прекращение взлета возможно и безопасно. Кроме того, необходимо дополнительно уточнить распределение обязанностей в экипаже на случай возможного усложнения в процессе разбега и взлета.