Равномерные и тревожные удары метронома. Пронзительный, легендарный, бархатный голос Левитана, объявляющего о вероломном нападении на Советский Союз немецко-фашистских захватчиков. Далее «Вставай, страна огромная…», звуки бомбежки и стрельбы. Пробирает насквозь словно иглами, слезы невольно скатываются с глаз, я не знаю, как бы повел себя, услышав это тогда, в начале страшных 40-х…
Именно таким образом тебя встречает мемориальный комплекс «Брестская крепость» - по-другому не надо. Быть в Бресте и не побывать здесь – преступление, поэтому как законопослушный гражданин, я посетил крепость, это ведь не только городская жемчужина, но и совершенно иное пространство со своей историей, атмосферой, загадками. Здесь, в это время, в отличие от города – людская толчея.
Перейдя дорогу по улице Зубачёва, полюбовавшись Берестейским мостом через Мухавец, передо мной открылся большой, врезанный в вал, железнобетонный параллепипед с высеченной в нём пятиконечной звездой. Я медленно брел к ней, по бокам площадь утопала в зелени, причем и рвы тоже. Вот я наконец-то близко подошел к звезде: ширина звездообразного проема — 18,5 м. Бетонный блок опирается на земляной вал и казематы, частично врезаясь и нависая над ними. Внутренняя конструкция бетонного блока выполнена в сборно-монолитном каркасе. Стенки прохода облицованы полированным тёмным гранитом, который контрастирует с выступающими в проёме руинами казематов, весьма сильный зрительный и эмоционально-психологический эффект. На кирпичной стене одного из казематов, на доске из серебристого чугуна – отлитые в бронзе тексты Указа Президиума Верховного Совета СССР на русском и белорусском языках о присвоении Брестской крепости звания "Крепость-герой".
Постояв какое-то время у проема, и заглянув в казематы, стараясь представить, что здесь происходило чуть больше полувека назад, я двинулся дальше – открывалась пешеходная аллея, заполненная людьми, а также громаднейший, грандиозный памятник «мужество» и штык-обелиск, но к ним я ещё ближе подойду.
Торжественная церемония закладки первого камня будущей крепости состоялась 1 июня 1836 года, и уже в 1842 году Брест-Литовская крепость вступила в число действующих крепостей I класса Российской империи. Крепость состояла из Цитадели и трех обширных укреплений, образующих главную крепостную ограду и прикрывающих Цитадель со всех сторон: Волынского (с юга), Тереспольского (с запада) и Кобринского (с востока и севера). С внешней стороны крепость защищал бастионный фронт – крепостная ограда (земляной вал с кирпичными казематами внутри) 10-метровой высоты, протяженностью 6,4 км и обводной канал, заполненный водой. Общая площадь крепости составляла 4 кв. км (400 гектаров). Цитадель представляла собой естественный остров, образовавшийся на месте слияния двух рек - Западного Буга и Мухавца, по всему периметру которого была построена сомкнутая двухэтажная оборонительная казарма протяженностью 1,8 км. Толщина наружных стен достигала 2 м, внутренних – 1,5 м. Казарма состояла из 500 казематов, в которых могло разместиться до 12 тыс. воинов с боеприпасами и продовольствием.
В 1864–1888 годах крепость была модернизирована по проекту генерала Эдуарда Тотлебена и обнесена кольцом фортов в 32 км в окружности. Планировалось закончить строительство второго кольца укреплений протяженностью 45 км, но грянула Первая Мировая война и строительство остановилось. Правда, и оборонять ее не пришлось: стремительное наступление кайзеровских войск в 1915 году заставило командование сдать крепость без боя. В декабре 1917 года начались переговоры о перемирии, и уже 3 марта 1918 года в здании Белого дворца крепости был заключен Брестский мир. По итогам Советско-польской войны 1919–1920 годов Брестская крепость почти на 20 лет стала польской. Она использовалась поляками как казарма, военный склад и политическая тюрьма строгого режима, где содержались самые опасные государственные преступники. 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Окруженный в крепости польский гарнизон сопротивлялся с 14 по 16 сентября, но в итоге защитники оставили крепость. Тогда же войска Красной Армии начали освобождение Западной Белоруссии: перейдя государственную границу в районе Минска, Слуцка и Полоцка. Город Брест вместе с крепостью вошел в состав СССР.
Я начал осмотр Цитадели справа: большая фигура измождённого советского солдата, тянущегося к воде с каской в одной руке и пулеметом в другой, измученно смотрела на меня, мурашки побежали по телу. Иных чувств мемориал «жажда» не вызывал, скульптурная композиция внушает размерами: длина – 13 м, размер – 5 натур; создан из декоративного железобетона. Памятник здесь не случаен: он символизирует один из драматических страниц обороны Брестской крепости – острая нехватка пресной воды. Водопровод был выведен из строя в первый же день войны, а лето в тот год выдалось что надо, жаркое до краев; вокруг клубы дыма, пороховой гари, дышать нечем, пить хочется до безумия: запекшиеся от жажды губы бойцов свидетельствовали о жутких страданиях. Вода нужна была, прежде всего, для охлаждения пулеметов, раненным, женщинам и детям. Вокруг река, но подступы к воде обстреливались, потому что ночью берега освещали прожекторы. Многие погибли, пытаясь добыть хотя бы каплю. После войны на берегах рек находили пробитые каски, фляжки, кружки и останки погибших.
Дальше я пошел разглядывать сильно пострадавшую кольцевую оборонительную казарму (рондо), построенную в 1834-1850 гг. из красного цельного кирпича по периметру всего острова. Строительство оборонительной казармы проходило отдельными фрагментами. Казарма состояла из 278 двухэтажных секций, 10 одиночных казематов, 1 двухэтажного казематированного проезда, а также помещений отхожих мест. В казарме имелось 567 различных казематов. С 1939 года оборонительную казарму занимали части и подразделения РККА и войск НКВД. Когда я там был, то сохранилось около половины здания казармы, следы от артиллерийских снарядов, пуль никуда не делись, они наглядно демонстрируют весь размах той безжалостной войны. В сохранившихся зданиях размещены музеи, «Пост №1», администрация мемориального комплекса, сувенирные лавки, мебельные мастерские и даже общественный туалет.
Я медленно шел дальше, стараясь впитать ту атмосферу, возможно, неплохо получалось. Я дошел до первых руин казармы и снова на меня взглянул Он – обобщенный образ воина-победителя, высотой 33,5 метра, на фоне советского знамени. Просто огромнейшая бетонная скульптура, один из главных памятников мемориального комплекса, созданный авторским коллективом под руководством народного художника СССР скульптора А.Кибальникова в 1969-1971 годах, мне, кажется, ясно кому посвящен памятник: советским бойцам, которые 22 июня 1941 года приняли первые удары фашистов и более месяца мужественно держали оборону в полном окружении. Грандиознейший по размерам памятник соткан из 200 частей, возводился в виде бетонной оболочки, крепившийся к металлическому каркасу с сеткой внутренних колонн 6×6м. Отливали гипсовую форму памятника в масштабе 1:7 в одном из цехов Брестского завода железобетонных изделий. Внутренняя поверхность форм тщательно зачищалась и обрабатывалась, потому что становилась наружной поверхностью монумента. На нее укладывалась арматурная сетка, которая крепилась к каркасу с отступом в 20-30 см внутрь. От поверхности форм ставилась внутренняя деревянная опалубка, и пространство между ними заливалось бетоном. Этот метод гарантировал качество монолитной оболочки, ее равномерную толщину и вес. В оболочку Главного монумента уложено почти 4000 м3 бетона. На обратной стороне памятника нанесены рельефные композиции, продолжающие военную тему: атака солдат, последняя граната, пулеметчики…
Такие монументы должны существовать, без лоска, ретуши, но с невероятной харизмой, погружением в океан созданного образа, чтобы ком застревал в горле. Находясь под впечатлением, я едва разглядел прыгающего бронзового безымянного советского солдата в руины из уцелевшей части казармы, с автоматом наперевес. Памятник получился динамичным, боец как бы застыл в прыжке, идя в атаку на врага. Ещё одна картинка нарисовалась в моей голове. Пошел дальше.
Далее я увидел довольно внушительное скопление людей, все они фотографировались, любовались, шли по мосту – неудивительно, ведь здесь Холмские ворота, одни из четырех ворот кольцевой казармы, ведущей в Цитадель, названые по имени города Хелма, дорога от ворот вела в южном направлении именно в сторону этого города. Холмские ворота являются, пожалуй, самым известным символом всей Брестской крепости, и одними из, на территории всей Белоруссии, недаром на национальных 50 рублях изображены именно они. Несмотря на сохранившиеся многочисленные отметины пуль да снарядов на красных кирпичах ворот, они по-прежнему красивы и величественны. Построены в классическом стиле начала XIX века, ворота декорированы оригинальными амбразурами и зубчатыми полубашнями со стрелковыми бойницами. На центральной башне размещался когда-то государственный герб Российской Империи. Внутренняя сторона ворот во время боевых действий практически не пострадала. На стене ворот установлена памятная табличка Фомину Е.М.: «Здесь, у Холмских ворот, 30 июня 1941 года был расстрелян фашистами один из руководителей обороны комиссар Фомин Ефим Моисеевич». Возле моста я остановился – прочитал табличку на куске оборонительной казармы из красного кирпича: «23 июня во время атаки на эти рубежи гитлеровцы гнали впереди себя захваченных впереди себя больных, раненных, женщин и детей». Бррр.
Я направился в цитадель, вошел через Холмские ворота, в проеме остановился, посмотрел на стены, на «обнаженный» кирпич – каким он был при строительстве крепости в 1941 году и брусчатка под ногами тоже того времени.
Немного пройдя увидел как из Гарнизонного Свято-Николаевского храма, построенного в 1851–1876 гг по проекту архитектора Давида Ивановича Гримма, выходят молодожены, рядом украшенные дорогие иномарки, друзья, родственники.… Это массивное купольное здание выполнено в византийском стиле, величественный купол венчал Георгиевский крест. В начале XX века Свято-Николаевский собор был главным храмом Западнорусского края.
После подписания 18 марта 1921 года Рижского мирного договора, храм достался Польше, она в 1924–1929 годах перестроила его в римско-каталитический гарнизонный костел Святого Казимира. С 1939 года и до самого начала Великой Отечественной войны в нем размещался клуб 84-го стрелкового полка красной армии. В ходе ожесточенных боев 1941 года здание стало важным пунктом обороны, потому что было расположено на самом высоком месте острова, откуда хорошо просматривается вся территория крепости, на теле храма не осталось ни одного живого места. В 60-е годы была произведена консервация здания храма. Бывший клуб включили в мемориальный ансамбль. Только в 1994 году здание возвращено православной церкви и там начались активные работы по его реставрации, а осени 1995 года стали совершаться Богослужения. В 1999 году был восстановлен купол храма и освящен новый крест. В 2004 году храм украсило семиярусное паникадило (особая люстра с 12 иконами и 104 свечами).
За храмом спряталась звонница, над которой в 2001 году был поднят бронзовый колокол весом в 1 тонну, это один из крупнейших колоколов, отлитых в Белоруссии за 100 лет. А за звонницей братская могила…
Проем Холмских ворот
Устремился к Тереспольским воротам: здесь руин больше, все они законсервированы. Ворота названы по имени польского города Тересполь, выходят на берег реки Буг. В период межвоенной Польши ворота назывались «Brama Podlaska», от направления в сторону города Бяла-Подляска. В казармах поблизости располагались польские сапёры, силами которых была построена одноимённая пристань.
В XIX веке для того, чтобы перейти на остров (сейчас он носит имя «пограничный», там ранее было тереспольское укрепление), польскими сапёрами был сооружён новый подвесной деревянный мост. В 1915 году мост хорошо пострадал во время военных действий, а уж Вторая Мировая его окончательно разрушила - сейчас в Буге можно найти его немногочисленные остатки. В проёме ворот от моста остались только чугунные столбики и несколько других металлических элементов, как чётко заметил экскурсовод, проводивший в это время экскурсию: «это царский металл - он до сих пор в ходу и многое ещё сможет выдержать. Не то, что сейчас».
Сами же ворота были построены в классическом стиле в XIX веке и до Великой Отечественной войны имели три этажа и небольшие башни сверху. Внутри верхней части было установлено два огромных бака для воды, по которому вода подавалась в водопровод Цитадели. В первые минуты войны, ворота подверглись массивному артиллерийскому обстрелу, в результате чего они сильно пострадали, а верхняя часть уничтожена полностью. Для обеспечения проезда, отметка верха проёма ворот со стороны моста была поднята с изменением очертаний проёма: арка была заменена на прямоугольный проем, в стену — заведена перемычка из стального профиля. В 2013 году во время реконструкции площадки перед воротами в проезде было уложена трилинка - плитка уникальной шестигранной формы, исключительно редкое дорожное покрытие, применявшиеся в 1935-1939 году в Бресте и в других городах межвоенной Польши. Трилинку забрали со старой дороги у Западного форта Кобринского укрепления. В Бресте ранее этой плиткой также была уложена целая улица Ленина, и возможно до сих пор лежала бы, если не потребовалось замена труб: часть плитки осталась во дворе здания администрации Ленинского района, а часть не известна где.
У Тереспольских ворот на руинах здания, где накануне войны размещалась 9-я пограничная застава и 3-я пограничная комендатура установлена совсем свежая скульптурная композиция из красного, чёрного гранита и бронзы «Героям границы, женщинам и детям мужеством своим в бессмертие шагнувшим», её открыли 22 июня 2011 года. Бойцы и командиры заставы проявили героизм в неравных боях в первые дни войны, начальником был лейтенант Андрей Кижеватов, Герой Советского Союза. Автор скульптурной композиции - Занкович Валентин Павлович. Скульптурная композиция представляет собой изображение трех бойцов, рьяно идущих в атаку, жены командира с детьми, раненого пограничника, которому женщина дает глоток воды. В центре памятника помещён пограничный столб с гербом СССР и мемориальной доской.
Дальше я двинулся в центр Цитадели, необходимо же было вблизи рассмотреть Штык-обелиск, один из главных монументов цитадели, который виден с многих точек не только Бреста, но как поговаривают, и с Польской стороны также. Обелиск - сложное инженерное сооружение высотой 104,5 метра и весом 620 тонн, чтобы увидеть его полностью, пришлось голову задирать весьма и весьма высоко. Размер у основания 5,5 метра, у вершины 2,6 х 0,45 метра. Установлен 5 июля 1971 года, по проекту Белорусского отделения ЦНИИ "Проектстальконструкция". Обелиск представляет собой штык легендарной винтовки системы Мосина «трехлинейки», находившиеся в годы войны на вооружении Советской Армии. Штык разделен на десять секций со стальным каркасом, облицованных титановыми листами.
Обелиск установлен рядом с так называемой площадью Церемониалов, вмещающая 25-30 тыс. человек и предназначенная для проведения официальных торжеств; законсервированные руины Белого дворца, инженерного управления, церкви Святых Петра и Павла, оборонительной казармы составляют единое пространство. Ту площадь, по которой я гулял, вымощена из многоцветной мелкоштучной бетонной тротуарной плиткой. В центре архитектурного ансамбля - три яруса мемориальных плит, под которыми покоится прах свыше 1000 человек, имена, которые удалось распознать - вынесены на плиты мемориалы, остальные пока остаются безызвестными. Даже без звучащей мелодии Шумана «Грезы», глядя на все эти имена, плиты, получается тяжелое восприятие прошлого, но музыкальное сопровождение только усиливает остроту.
Возле обелиска, где-то в углублении, вымощенным красными гранитными плитами, горит вечный огонь. Тут же находится мемориал с названиями городов-героев Советского союза. Под памятными плитами — капсулы с землёй, привезённые из этих городов.
Руины здания Инженерного управления фрагментарно возвышались над уровнем земли не более чем на 3 метра. Это здание, оставшееся от старого города, – часть архитектурного ансамбля коллегиума иезуитов, построенного во второй половине XVII - первой четверти XVIII вв. в стиле барокко. С началом строительства крепости, комплекс Иезуитского коллегиума реконструировали в Комендантское, а затем Инженерное управление. Отдельные помещения использовали для квартиры императорской семьи во время посещения ею крепости. В сентябре 1939 г. здание пострадало от артиллерийского обстрела и штурма крепости частями XIX армейского корпуса Г.Гудериана. После передачи германской стороной города и крепости частям Красной армии здесь размещались штаб, автобронетанковая рота, оружейная мастерская и спортзал 75-го отдельного разведывательного батальона 6-й стрелковой дивизии. В первые дни обороны в подвалах здания находился командный пункт полкового комиссара Е.М.Фомина. Найденные в 1958 г. остатки радиостанции и останки человека в военной форме свидетельствуют о попытках защитников связаться с вышестоящим командованием. Во время боев северная часть была разрушена до основания, от южной – осталась коробка на высоту двух этажей, которую разобрали после войны. При строительстве мемориала через руины здания была проложена дорога к красноармейскому клубу (церкви), которая разделила руины на 2 части.
Несмотря на усталость: и эмоциональную и физическую, я все же нашёл силы посетить Музей обороны Брестской крепости - в нем можно провести почти целый день, если читать и рассматривать каждый экспонат, каждый элемент пропитан пролитой кровью войны... Музей располагается в восстановленной северо-восточной части оборонительной казармы Цитадели, которая является памятником истории и архитектуры середины XIX века. Во время Великой Отечественной войны один из последних очагов обороны. Особая категория экспонатов – предметы из раскопок (предметы быта, оружие защитников крепости, оплавленный кирпич – как результат применения огнемётов, сплавы пуль, гильз, осколки снарядов). Пожалуй, самыми ценными являются воспоминания участников обороны крепости, записанные писателем С.С. Смирновым, рекомендую его книгу.
Моя поездка в Брестскую крепость завершена. Конечно, я всё охватил, что собирался, но это далеко не всё. Да, разве это возможно за один приезд? Место легендарное, трагическое, но красивое, видно, что его восстанавливали с любовью, а не на «отвали», чтобы оставшиеся средства поглубже засунуть в бездонный карман. Я вернусь, надо вернуться, вопрос только когда…