Как известно, в середине 1980-х годов по соседству с Набережными Челнами, в Елабуге началось строительство Камского тракторного завода.
По решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР под Елабугой должен был появиться завод пропашных тракторов с мощностью двигателя 150 л.с.
Точнее это был не завод, а целый комплекс заводов. В XII пятилетке (1986-1990) в Елабуге должны были появиться тракторный завод, станко-инструментальный завод, завод топливной аппаратуры, литейно-кузнечный завод, завод по производству двигателей и завод турбокомпрессоров.
(Есть отдельная история, как выбирали место под строительство КАМТЗ, но об этом расскажу в другой раз).
Первым директором КАМТЗ в сентябре 1984 года был назначен Бех Николай Иванович.
Он тогда в Елабугу переманил с КАМАЗа многих специалистов...
«Бехство» - так шутили камазовцы по этому поводу.
Внизу руководство КАМТЗ. 1986 год.
Однако, несмотря на то, что строительная организация КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ активно приступила к строительству КАМТЗ, уже в 1986 году план по строительно-монтажным работам на промышленных и непромышленных (жилые дома, детские сады, школы) выполнен не был.
К началу 1987 года на КАМТЗ сложилась критическая ситуация. Не выделялись необходимые денежные средства, задания по поставкам технологического оборудования для станко-инструментального завода не выполнялись.
Проблемы нарастали снежным комом.
Бех Николай Иванович в мае 1987 года ушел с должности генерального директора КАМТЗ. Летом 1987 года он вернулся на камский автозавод в качестве генерального директора ПО «КАМАЗ».
А тут ещё с 1 января 1988 года советские объединения и предприятия сельскохозяйственного и тракторного машиностроения перешли на работу «в условиях самофинансирования и самоокупаемости». Все проекты по созданию новых типов тракторов на Камском, Владимирском, Липецком, Алтайском, Онежском тракторных заводах были свёрнуты. Не было денег, не было уже металлопроката для создания новых тракторов. Вот она, Перестройка в действии!
Бех Николай Иванович, став генеральным директором КАМАЗа, не забыл про «терпящий бедствие» КАМТЗ. В начале 1988 года у него возникла идея создания государственного межотраслевого производственного объединения (ГМПО) на базе КАМАЗа и КАМТЗ. КАМАЗ был на подъёме, КАМАЗ - это была гигантская компания объединяющая крупные заводы (и не только в Набережных Челнах), и более чем 200 автоцентров, размещённых на просторах огромного Советского Союза!
Предлагаю вам познакомиться со справкой по вопросу создания ГМПО на базе КАМАЗ и КАМТЗ, подготовленной бригадой специалистов бюро Совета Министров СССР по машиностроению.
Если вы дочитали этот документ до конца, то можете себе представить громадьё планов! Увы, Перестройка не дала им осуществиться.
Во второй половине 1988 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о передаче КАМТЗ в ведение Министерства автомобильной промышленности СССР. КАМТЗ был переименован в Елабужский автомобильный завод.
Внизу заметка из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 13 августа 1988 года.
Но история ЕЛАЗа - это, как принято говорить, совершенно другая история.