Найти тему
История КАМАЗа

История КАМАЗа. Рассказывают документы. О попытке объединения КАМАЗа и КАМТЗ.

Как известно, в середине 1980-х годов по соседству с Набережными Челнами, в Елабуге началось строительство Камского тракторного завода.

-2
-3
-4
-5

По решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР под Елабугой должен был появиться завод пропашных тракторов с мощностью двигателя 150 л.с.

Страница из журнала "Советский Союз" №12 за 1986 год.
Страница из журнала "Советский Союз" №12 за 1986 год.

Точнее это был не завод, а целый комплекс заводов. В XII пятилетке (1986-1990) в Елабуге должны были появиться тракторный завод, станко-инструментальный завод, завод топливной аппаратуры, литейно-кузнечный завод, завод по производству двигателей и завод турбокомпрессоров.

Схема Камского тракторного завода. Буду признателен за указание, где какой завод размещён на схеме. Пояснения можно оставлять в комментариях.
Схема Камского тракторного завода. Буду признателен за указание, где какой завод размещён на схеме. Пояснения можно оставлять в комментариях.

(Есть отдельная история, как выбирали место под строительство КАМТЗ, но об этом расскажу в другой раз).

Первым директором КАМТЗ в сентябре 1984 года был назначен Бех Николай Иванович.

-8

Он тогда в Елабугу переманил с КАМАЗа многих специалистов...

«Бехство» - так шутили камазовцы по этому поводу.

Внизу руководство КАМТЗ. 1986 год.

Первый ряд слева направо: 1. Бугаец Вадим Григорьевич 2. Шуранов Рудольф Васильевич – заместитель технического директора по технике безопасности 3. Бахметьев Станислав … – приехал с ВАЗа 4. Паршин Александр Александрович 5. Веселов Валентин Васильевич – заместитель технического директора КАМТЗ по производству 6. Мальцев Александр Егорович – заместитель генерального директора по экономике 7. Бех Николай Иванович – генеральный директор КАМТЗ 8. Шуваев Александр Иванович 9. Ягофаров Дамир Мухаметович – заместитель генерального директора по кадрам 10. Каминский Валерий Наумович 11. Мартиди Дмитрий Константинович 12. Жуйков Владимир 13. …14. Песин Яков Семёнович – помощник генерального директора КАМТЗ 15. Сергеев Николай …16. Рысин Григорий Борисович.                                                                                                             Второй ряд слева направо: 1. Корниенко Эрнст Николаевич 2. … (с усами)3. …4. Красильников Александр Александрович – начальник ПРОМУКСа 5. Барун Владимир Наумович 6. …7. Галиуллин Ильдус Габдулхакович – заместитель генерального директора КАМТЗ по подсобному хозяйству 8. Заборонкин … (в очках ) 9. Шибанов Вячеслав Владимирович (в очках)10. Мищенко Николай Иванович – заместитель генерального директора по капитальному строительству 11. Якубов Семён Семёнович 12. Косотуров Александр Илларионович – начальник управления главного энергетика 13. Бузанова Алсу Габдулхаковна (женщина в светлом костюме) 14. Петкевич Освальд Иванович (в галстуке) – директор завода турбокомпрессоров 15. Тетерятникова Ольга Ивановна16. …17. Сысоев Григорий …( в светлом костюме) 18. Панкратов Юрий Иванович 19. Ряднов Анатолий Дмитриевич – начальник юридического отдела 20. Зеленский Анатолий Иванович 21. Игнатьев Виктор Михайлович - начальник Управления главного конструктора по оборудованию собственного изготовления 22. Чунихин ….
Третий ряд слева направо: 1. … (начиная за мужчиной с бородой, за Баруном В.Н.) 2. …3. Федурин Александр Александрович – директор завода топливной аппаратуры 4. Ясавеев Роберт Латыпович - редактор газеты «Тракторостроитель» 5. Петров Владимир 6. (за Косотуровым, справа в кепке) 7. … (в очках темных) 8. Черепанов Валерий Иванович – начальник управления главного механика 9. …10. …11. …
Первый ряд слева направо: 1. Бугаец Вадим Григорьевич 2. Шуранов Рудольф Васильевич – заместитель технического директора по технике безопасности 3. Бахметьев Станислав … – приехал с ВАЗа 4. Паршин Александр Александрович 5. Веселов Валентин Васильевич – заместитель технического директора КАМТЗ по производству 6. Мальцев Александр Егорович – заместитель генерального директора по экономике 7. Бех Николай Иванович – генеральный директор КАМТЗ 8. Шуваев Александр Иванович 9. Ягофаров Дамир Мухаметович – заместитель генерального директора по кадрам 10. Каминский Валерий Наумович 11. Мартиди Дмитрий Константинович 12. Жуйков Владимир 13. …14. Песин Яков Семёнович – помощник генерального директора КАМТЗ 15. Сергеев Николай …16. Рысин Григорий Борисович. Второй ряд слева направо: 1. Корниенко Эрнст Николаевич 2. … (с усами)3. …4. Красильников Александр Александрович – начальник ПРОМУКСа 5. Барун Владимир Наумович 6. …7. Галиуллин Ильдус Габдулхакович – заместитель генерального директора КАМТЗ по подсобному хозяйству 8. Заборонкин … (в очках ) 9. Шибанов Вячеслав Владимирович (в очках)10. Мищенко Николай Иванович – заместитель генерального директора по капитальному строительству 11. Якубов Семён Семёнович 12. Косотуров Александр Илларионович – начальник управления главного энергетика 13. Бузанова Алсу Габдулхаковна (женщина в светлом костюме) 14. Петкевич Освальд Иванович (в галстуке) – директор завода турбокомпрессоров 15. Тетерятникова Ольга Ивановна16. …17. Сысоев Григорий …( в светлом костюме) 18. Панкратов Юрий Иванович 19. Ряднов Анатолий Дмитриевич – начальник юридического отдела 20. Зеленский Анатолий Иванович 21. Игнатьев Виктор Михайлович - начальник Управления главного конструктора по оборудованию собственного изготовления 22. Чунихин …. Третий ряд слева направо: 1. … (начиная за мужчиной с бородой, за Баруном В.Н.) 2. …3. Федурин Александр Александрович – директор завода топливной аппаратуры 4. Ясавеев Роберт Латыпович - редактор газеты «Тракторостроитель» 5. Петров Владимир 6. (за Косотуровым, справа в кепке) 7. … (в очках темных) 8. Черепанов Валерий Иванович – начальник управления главного механика 9. …10. …11. …

Однако, несмотря на то, что строительная организация КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ активно приступила к строительству КАМТЗ, уже в 1986 году план по строительно-монтажным работам на промышленных и непромышленных (жилые дома, детские сады, школы) выполнен не был.

-10
-11
-12

К началу 1987 года на КАМТЗ сложилась критическая ситуация. Не выделялись необходимые денежные средства, задания по поставкам технологического оборудования для станко-инструментального завода не выполнялись.

Проблемы нарастали снежным комом.

-13

Бех Николай Иванович в мае 1987 года ушел с должности генерального директора КАМТЗ. Летом 1987 года он вернулся на камский автозавод в качестве генерального директора ПО «КАМАЗ».

А тут ещё с 1 января 1988 года советские объединения и предприятия сельскохозяйственного и тракторного машиностроения перешли на работу «в условиях самофинансирования и самоокупаемости». Все проекты по созданию новых типов тракторов на Камском, Владимирском, Липецком, Алтайском, Онежском тракторных заводах были свёрнуты. Не было денег, не было уже металлопроката для создания новых тракторов. Вот она, Перестройка в действии!

Бех Николай Иванович, став генеральным директором КАМАЗа, не забыл про «терпящий бедствие» КАМТЗ. В начале 1988 года у него возникла идея создания государственного межотраслевого производственного объединения (ГМПО) на базе КАМАЗа и КАМТЗ. КАМАЗ был на подъёме, КАМАЗ - это была гигантская компания объединяющая крупные заводы (и не только в Набережных Челнах), и более чем 200 автоцентров, размещённых на просторах огромного Советского Союза!

Предлагаю вам познакомиться со справкой по вопросу создания ГМПО на базе КАМАЗ и КАМТЗ, подготовленной бригадой специалистов бюро Совета Министров СССР по машиностроению.

Если вы дочитали этот документ до конца, то можете себе представить громадьё планов! Увы, Перестройка не дала им осуществиться.

Во второй половине 1988 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о передаче КАМТЗ в ведение Министерства автомобильной промышленности СССР. КАМТЗ был переименован в Елабужский автомобильный завод.

Внизу заметка из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 13 августа 1988 года.

-15

Но история ЕЛАЗа - это, как принято говорить, совершенно другая история.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц