Время прочтения – 07:56.
Два года я сочинял благодарности от лица мэра своего города, иногда по три–четыре штуки в день. Работа казалась бесполезной: я сделал унылый рандомайзер, но потом понял, зачем на самом деле нужны добрые слова – и научился правильно их расставлять.
Работая с мэром, я писал сотни поздравлений с одинаковыми праздниками, в какой-то момент даже начал сходить с ума. Пришлось собрать рандомайзер, чтобы хотя бы заготовки делались без моего участия.
Журналисты иногда гуглят речи официальных лиц, поэтому каждый год они должны быть оригинальными. Если ребята из пресс-службы взяли старый текст или подсмотрели формулировки у кого-то сверху — это становится поводом для шуток.
Бывает, что городские администрации воруют целые абзацы из поздравлений Путина. Люди похитрее берут тексты других чиновников — например, министров. Я не осуждаю, их можно понять: сложно каждый год по-разному поздравлять людей с Днём металлурга.
Общество живёт циклами: праздники всегда одинаковые, поводы для поздравлений — тоже.
При этом меня на использовании рандомайзера журналисты так и не поймали. Дело в том, что рандомом я выбирал только структуру текста, а докручивал поздравление всегда вручную — с оглядкой на человека, которому оно предназначается.
Потом я понял, что рандомайзер вообще не нужен и составил универсальную структуру поздравительных текстов. Она всё ещё не умеет поздравлять всех без вашего участия, но с её помощью вы поймёте, как говорить «с др», чтобы было прям от души.
В первую очередь статья будет полезна начинающим политикам и общественным деятелям, а также тем, кто пишет для этих людей: пресс-секретарям, пиарщикам, политтехнологам.
Кстати, я гострайтер — пишу речи, выступления, статьи и посты за других людей. Подписывайтесь на мой телеграм-канал @ghostinthedocs, чтобы следить за появлением новых статей. Я публикуюсь не только на vc.ru, так что в подписке есть смысл.
Благодарность и плохая репутация
Поздравления и благодарности могут казаться пустым звуком, но это не так. Бывают ситуации, когда люди ждут от вас добрых слов — если вовремя их не сказать, пострадает ваша репутация.
Посмотрите на команду Навального. Они не поблагодарили омских врачей — теперь все знают, что на главного оппозиционера страны работают неприятные люди. Мало того, что «спасибо» от них не дождёшься, так ещё и обвинениями будут кидаться направо-налево.
Когда Навальный пошёл на поправку, первым делом он сам поблагодарил врачей. Это правильный ход, но момент уже упущен.
Публичный человек должен благодарить всех, кто оказал ему хоть какую-то услугу — иначе он будет выглядеть высокомерным засранцем. Конечно, если у вас маленькая компания, то за отсутствие поздравлений и благодарностей вас никто не сожрёт. Но плюсиков в карму вы тоже не получите.
Кто должен рассылать поздравления
Точно стоит сочинять поздравления, если вы:
- Политик. Каждое ваше действие находится под пристальным вниманием: если вы кого-то не поздравите — об этом не забудут.
- Глава крупной компании. Чем больше компания, тем важнее становится ваша публичность.
Также формальные поздравления могут быть полезны руководителям удалённых фирм. Работая из дома, сотрудники начинают скучать по офисным формальностям — официальные поздравления и открытки смягчают психологические последствия работы на удалёнке.
Какие поздравления бесят людей
Среди начинающих редакторов поздравления считаются низким жанром — особенно, если текст предназначается не кому-то персонально, а обществу в целом. Лично я с этим не согласен.
Самое важное в поздравлениях — это не персональность, а внимание, которое уделяет вам автор. У меня есть знакомый, который каждый год присылает одно и то же «с др». Мы практически не общаемся, при этом ему почему-то важно меня поздравить — бесит страшно.
Сюрприз: чтобы написать хорошее поздравление, вам придётся проявить интерес к жизни другого человека. По-другому это никогда не работало и работать не будет.
Универсальная структура
Поздравления бывают общие и личные, но отличаются они только поводами. К общим поводам относятся государственные, профессиональные и местные праздники, к личным — всё остальное.
Общие поздравления не нужно писать общими словами. Если вам не хватает информации, вспомните о событиях, которые пережили те, кого вы поздравляете. Если мне нужно поздравить людей какой-то профессии — я звоню в профсоюз и узнаю, что интересного у них произошло в этом году.
В городской администрации мне приходилось печатать поздравления на официальных бланках. Много текста на них не помещалось, поэтому я придумал короткую структуру: приветствие, благодарность и надежда на будущее.
Приветствие. Любое поздравление должно с чего-то начинаться. Если это бланк — пишите «Уважаемый Иван Иванович!».
Если бланка нет, то формальное приветствие можно пропустить, но в первом предложении обязательно назовите человека по имени. Это старый трюк, который позволяет показать уважение к собеседнику — вы помните его имя и не жалеете времени на нормальное приветствие.
Людям правда нравится, когда вы с уважением относитесь к их именам. Однажды знакомая удивила меня таким наблюдением: я оказался единственным человеком в её окружении, который в переписке обращается к ней по имени, ещё и с большой буквы. Этот момент запал ей в душу.
Благодарность. Здесь нужно написать о реальных заслугах человека и сказать ему спасибо за них (или просто восхититься, чего уж там).
Лучше что-нибудь из недавнего, исключение — старики. Жизнь у пенсионеров часто стоит на паузе, их громкие заслуги остаются в прошлом. Поэтому ничего страшного, если вы вдруг вспомните события 30-летней давности.
Фальшивые поздравления кажутся нам такими из-за того, что в них отсутствует элемент благодарности. Почему-то люди сразу переходят к пожеланиям, но они получаются пустыми — им не от чего оттолкнуться.
Особенно этим страдают поздравления, которые пишутся для всех людей сразу. Недавно меня попросили помочь сделать поздравительную открытку: одна строительная фирма будет класть их в свои новогодние наборы. Открытку может прочитать кто угодно, этих людей практически ничего не связывает — об этом заказчик сказал прямым текстом.
Что в 2020 году объединяет всех людей, которые понимают русский? Думаю, ответом будет ненависть к этому году. Он действительно был отвратительным и все от него устали — это тот базис, от которого может оттолкнуться хорошее поздравление.
Тогда я решил обыграть строительную тематику и предложил написать на открытке следующее: «Спасибо, что помогли отремонтировать 2020!».
К сожалению, корпоративную цензуру поздравление не прошло, ребята решили написать на открытке что-то абстрактное.
Не делайте так, не бойтесь быть искренними. Ищите реальные поводы сказать «спасибо»:
- Достижения: рабочие, семейные, в хобби — какие угодно
- Трудности, с которыми адресат успешно справился
- Его вклад в сообщество, помощь другим
- Непосредственное участие человека в вашей жизни
Если возникает чувство, что поблагодарить адресата не за что — вы просто плохо его знаете. Поспрашивайте окружение, повод найдётся.
Надежда на будущее. Чтобы красиво завершить поздравление, вам нужно выразить надежду на успех человека в его деле. Сюда можно засунуть ваши любимые абстрактные пожелания — конечно, если не хотите строить конкретные планы на будущее.
Но лучше, если ваши пожелания будут связаны с чем-то, о чём вы уже сказали в поздравлении. Когда есть хорошая база, от неё можно оттолкнуться.
Порадовались за спортивные успехи человека? Пожелайте ему взять следующий рубеж.
Старики опять стоят отдельно. Если нужно завершить поздравление для кого-то очень заслуженного, но скучного, просто пожелайте ему крепкого здоровья и скажите, что через год вы надеетесь поздравить его вновь. У меня это всегда срабатывало.
Подписывайтесь на Telegram-канал
Вот и всё: вам достаточно трёх абзацев, чтобы написать по-настоящему тёплое поздравление. Начните отправлять такие коллегам — сами удивитесь, как хорошо все станут к вам относиться.
А если вы хотите узнать больше о гострайтинге и подготовке выступлений — подписывайтесь на мой канал в Telegram: @ghostinthedocs.
Автор: Артём Полтавцев
Источник: vc.ru
Обучайтесь маркетингу бесплатно в команде спецов
Что у нас есть:
- Комьюнити 408 861 спецов в разных нишах бизнеса
- База 891 кейсов по маркетингу и SMM
- Ежедневные экспертные статьи
- Бесплатные публикации ваших кейсов в порядке очереди
- Сервис по поиску аудитории ВКонтакте и Одноклассники
- Бесплатный саппорт для нашего сервиса 24/7
- Никакого негатива и токсичных людей – только адекватное общение