Найти тему
ВЭДсовет

Через Ала-Тоо к берегам Иссык-Куля. Инвестировать в среднеазиатскую Швейцарию.

Часть 3.

Озеро Иссык-Куль
Озеро Иссык-Куль

ВЭДсовет продолжает беседу о Киргизии с руководителем международного event-агентства PrivateCase Павлом Воронцовым. На этот раз эксперт поделился мнением о том, как национальная идея кочевого народа может стать платформой для выгодных инвестиций.

Первая часть интервью

Вторая часть интервью

Павел, продолжая беседу о киргизской культуре, нельзя не вспомнить о местном культе лошади. В XXI веке он по-прежнему актуален?

Лошадь, – одно из выражений национальной идеи киргизов «мы – кочевники». Как сотни лет назад, так и в XXI веке это и транспорт, и животное для работы, и еда, и питьё.

Киргизская всадница
Киргизская всадница

Абсолютно все киргизы умеют ездить верхом, от малышей до стариков. Я знаю даже успешных предпринимателей родом из Киргизии, проживающих в США. Это великолепно образованные люди, знающие несколько языков, но если представится случай, они легко впрыгнут в седло и поскачут! Если в Киргизии пятилетнего ребёнка отправляют в магазин за хлебом, а ему лень идти пешком, он тоже оседлает коня. Это абсолютно нормально. Киргизы будто родились в седле.

Национальный вид спорта киргизов, который представляли на Всемирных играх кочевников, тоже связан с лошадьми. Это кок-бору (дословно «серый волк»), игра для пастухов. Кок-бору – совершенно необычная смесь поло, регби, американского футбола, правда вместо снаряда здесь выступает тушка барана или козла. По правилам две команды на лошадях борются за эту тушку, пытаясь её друг у друга отбить. Вдоль игрового поля стоят казаны, в которые победители должны «добычу» забросить. Кстати, игра очень травмоопасная, это один из самых жёстких видов спорта. Но иногда кажется, что киргизы просто не обращают внимания на вывихи, ранения, переломы.

Кок-бору
Кок-бору

У каждого киргиза есть джайлоо – это такое специальное место под пастбище, где его семья имеет право пасти свои табуны лошадей и другой скот. Я сначала не мог разобраться, что это? Дача? Но нет: джайлоо – это джайлоо. Там ставят юрту и проводят время в окружении лошадей и природы. Я был в такой юрте и должен сказать – обустроена она так, что никакая дача не нужна. Да, там не будет душа и туалета в привычном для нас понимании, но это будет абсолютно тёплое и комфортное помещение, где можно жить в любую погоду хоть круглый год.

Учитывая понятную национальную идею и уникальность места, что было бы интересно инвесторам в Киргизии?

Первый шаг для продвижения своей страны на мировом уровне киргизы сделали. Они очень гордятся, что именно в Киргизии придумали Всемирные игры кочевников. Киргизы действительно нашли свою национальную идею кочевничества и довели её до абсолюта, создав событие мирового уровня. На мой взгляд, это совершенно верная история для развития. Теперь эту национальную идею необходимо прирастить инфраструктурой.

Виды Киргизии
Виды Киргизии

Сейчас киргизы очень заинтересованы в том, чтобы развивать Иссык-Куль, как туристический кластер. У региона огромный потенциал и с точки зрения истории и культуры. Это места и маршруты писателя Чингиза Айтматова, дача Гагарина – небольшой домик-мазанка на южном берегу Иссык-Куля, куда космонавта привезли после полёта на реабилитацию. Эти места окружены удивительной горной природой, сопоставимой со Швейцарией или Баварией. И если в этих местах создать качественный сервис и сообщение, можно заработать. Есть в Киргизии и горнолыжная база, где тренируется сборная, однако и это место совсем не раскручено.

Возможности для развития колоссальные, но пока всё очень хаотично или не хватает денег. Например, дорогу до Чолпон-Ата, через Чуйскую долину, сделали совсем недавно, а электрификация игр кочевников попросту обесточивала город из-за нехватки энергетической инфраструктуры.

Виды Киргизии
Виды Киргизии

Поэтому вкладывать сегодня следует в развитие туризма. Например, сейчас набирает популярность экстремальный джайлоо-туризм, когда гостям предлагают пожить в юртах на джайлоо. Будет актуален санаторно-курортный кластер в принципе, спортивная инфраструктура, коммерческое строительство, но главное – развитие транспортной сети, дорог и энергетики. Возможны вложения и в сельскохозяйственный кластер и рыбное хозяйство: климат, особенности территорий и огромное озеро это позволяют.

Что однозначно потерпит крах, так это добыча полезных ископаемых и вырубка лесов. Не так давно был скандал, когда Китай намеревался добывать в Киргизии уран и золото. Правительство Киргизии запретило эти разработки, чтобы не уничтожать горы. Также здесь запрещена вырубка леса (действительно, такие огромные сосны я мало где встречал!). Так что, не все бизнесы в Киргизии могут пойти легко.

Собеседник ВЭДсовета Павел Воронцов выражает благодарность компании Asylbashev creative, Дарике Асылбашевой и особую благодарность – Чолпон Кутманалиевой, без которых этот удивительный опыт не был бы возможен.

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал!