Область тяжелой бомбардировочной авиации недаром считают самой консервативной. Вы можете легко запутаться в линейке основных послевоенных истребителей, которые менялись с частотой в 10-12 лет. Но с стратегическими бомбардировщиками такое попросту невозможно. Их производят сегодня всего две страны мира, Россия и США. По-настоящему удачные модели бомбардировщиков и ракетоносцев дальнего действия можно посчитать по пальцам одной руки.
Безусловными рекордсменами в этой области стали два самолета, представлявшие не только враждебные блоки, но и разные философские и технические подходы к авиастроению. Советский Ту-95 "Медведь" и американский Boeing B-52 Stratofortress остаются в строю без малого семьдесят лет, и все ещё являются весомыми козырями в арсенале обеих стран. Попробуем оценить их боевые возможности и конструктивный резерв. Смогут ли они, оставаясь на лету, разменять свой стольник?
Б-52 можно считать вершиной целой линейки стратегических бомбардировщиков, которые американцы производили начиная с середины 30-х годов: от Boeing B-17 Flying Fortress, до Boeing B-47 Stratojet. Имея такой опыт, они быстро смогли поставить на крыло дальний "бомбер", с уникальными на то время характеристиками. От первого полета Б-52, до начала массового производства прошло всего три года. На скорости около 850 км\ч он мог нести более 19 тонн вооружения (В-52В) на дальность более 14000 км .
В эскизном варианте его основная задача звучала куда конкретнее - доставить две термоядерные бомбы в любую область Советского Союза. Впрочем, до этого дело не дошло. У самолета солидная боевая биография, Он принял участие во всех крупных заморских кампаниях армии и флота Соединенных Штатов, отметился в ковровых бомбардировках Вьетнама, Ирака и Югославии и оставлял после себя участок выжженой земли размером с сотню футбольных полей. Последний из Боингов был произведен в 1962 году. Самая свежая модернизация, законченная в середине 90-х (всего было одиннадцать этапов) позволила типичному "бомберу" стать ракетоносцем. На сегодняшний день в строю находятся более 70 машин и на их переоборудование в ближайшие годы планируется потратить сумму, сравнимую с их начальной стоимостью. С помощью старичка Б-52 уже испытывают макеты и протитопы гиперзвуковых ракет. Сроки эксплуатации самолета продлены до 2030 года, и по мнению руководства USAF - это далеко не предел.
В отличие от "Боинга", у КБ Туполева не было времени ни на раскачку, ни на приобретение бесценного опыта. Скопированный у американцев в конце сороковых Ту-4 до Америки доставал в единственном варианте - обратно ему было уже не вернуться. Техническое задание на сверхдальний скоростной бомбардировщик туполевцы получили в июле 1951-го, а в середине 50-х самолет уже начал поступать в ВВС. В отличие от реактивного Боинга, "Медведь" был турбовинтовым. Но наличие винтов не влияло ни на скорость, ни на дальность. Б-52 немного быстрее летал, и брал заметно большую бомбовую нагрузку, но в остальном "Медведь" практически не уступал своему грозному конкуренту. Были у него и свои плюсы. Экономичность и меньшая заметность для спутников.
Ту-95 не имеет богатой боевой биографии, в отличие от своего американского визави. Самолет выпускался в десятках модификаций: от стратегического бомбардировщика, до целеуказателя и противолодочной версии Ту-142. С начала 60-х годов появились ракетные модификации и теперь это одно из главных предназначений старого, но крепкого "Медведя". Ракетоносцы Ту-95МС (МСМ), с высокоточной стратегической ракетой Х-101, способной "залететь в форточку", остаются весомым компонентом нашей ядерной триады. В 2020 году российские ВВС получили пять модернизированных "Медведей", могущих нести гиперзвуковые ракеты.
В чем Б-52 точно превосходит Ту-95, так это в отражении в массовой культуре. В честь американского "бомбера" называли всё что угодно. От горящих синим пламенем коктейлей, до музыкальных поп-групп. "Медведь" в таком качестве выступает крайне редко. Дело здесь прежде всего в истории. У "Стратокрепости за хвостом немало ярких взлётов и головокружительных падений и огромные территории "лунного ландшафта", после его применения. Ту-95 долго тянул обычную солдатскую лямку, одним своим присутствием остужая головы особо ретивым "партнерам". Первый раз "Медведь"отстрелялся по реальным целям только во время кампании в Сирии. Это, кстати, немало говорит о том, чья политика была действительно агрессивной.
Как бы то ни было, обе машины - настоящие легенды авиации и я даже уверен, что хоть в каком-то виде встретят свое столетие в строю. Ибо, зачем что-то менять, если и старое хорошо работает. Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо.