Итак, год 2020 подошёл к концу, а значит можно подвести итоги, что сделано, какие планы воплотить удалось, а какие нет.
1. Газопровод будет однозначно достроен.
Никаких сомнений в этом не осталось. Американцы сделали две роковых ошибки: а) они затянули с принятием санкций, что позволило не только европейским партнёрам оплатить практически полностью заложенную в проект смету строительства, но и построить газопровод на 93%, и б) они подняли ставки на запредельную высоту (в ход пошли санкции уже против европейских фирм, да и "отравление берлинского поциента" случилось, по странному совпадению, сразу после того, как были даны все разрешения на СП-2), а эта высота ставок уже не позволяет России отступить.
Да, американцы всё правильно расчитали, нанеся точечный удар, и сумев на год остановить проект, но этого удара было избежать НЕВОЗМОЖНО. Представьте, что вы трамвай, двигаетесь по рельсам (а Газпром работает в Европе по чётко обозначенным правилам, законам, и критериям), и в вас врезается Камаз. Или нет, не Камаз, а вот такой Freightliner Trucks.
Причём, до этого вы спокойно ездили по городу, и никакие "Траки" в вас не врезались, поэтому и ставить противотанковую защиту и 76-мм пушки по бортам на ваш трамвай не было никакого смысла (это к упрёку мамкиных аналитиков Газпрому в том, что "эффективные менеджеры" якобы плохо работают, и "не просчитали риски". Нечего было просчитывать, просто удар тогда был бы другим, но был всё равно). Но теперь въехал. Ну что же, правила изменились. Единственное, что в этой ситуации нам нужно делать, это вызвать спасательную команду, поставить снова трамвай на ход, и продолжить путь, уже с охраной от "Траков".
Так вот, "спасательная команда" весь год активно создавалась, Черский прошёл все необходимые модернизации, чтобы иметь возможность работать не только в датских водах, но и в немецких (для этого необходима система якорного позиционирования). Несомненно, "подделали" и Фортуну, потому что раз было оповещение датчан о работе с 15 января в датской зоне именно Фортуны (а глубины там доходят до 75 метров), то значит Фортуна для работы там готова.
2. Работа Фортуны. Что на самом деле сделано.
Итак, в декабре мы все пристально наблюдали, как именно работала Фортуна, где работала, и сколько сделано.
Тем удивительней по итогу этих работ было читать заголовки в новостных лентах про "работа в германских водах завершена" .
Ничего на "немецком участке" не завершено, ребята! Смотрите внимательно предыдущие статьи в этом блоге, там всё разжёвано по дням до состояния манной каши, СКОЛЬКО именно построено.
Построена ОДНА нитка газопровода длинной 2,6 км, всё!
Что ещё осталось в "немецких водах"? ОК, берём калькулятор, считаем:
- 2,6 км "вторая нитка" на декабрьском участке работ.
- 13 км пути до датской экономической зоны - это тоже "немецкие воды", на навигационной карте границы "вод" обозначены совершенно чётко, а значит, прибавляем ещё 26 км (две нитки по 13 км).
Итого, получаем цифру 28,6 км. Именно столько предстоит сделать ещё в немецких водах. А сделано только 2,6 км, ОДНА ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ. Так что ничего ещё не закончено, вся работа (в немецких водах) впереди, будем внимательно следить.
Сегодня точку в этом споре для журналистов, которые не очень и следят (в отличие от нас) за строительством, поставило агентство Блумберг. Оказывается, они ранее направили для прояснения ситуации запрос в Норд Стрим - 2, сколько ещё осталось, и вот такой ответ вчера, во вторник, получили:
Таким образом, вопрос остатка в "немецких водах" можно считать закрытым.
3. Что дальше?
Как мы знаем из расследования русофобского Bildt, и лично яростного ненавистника России Джулиана Репке , германское морское ведомство BSH намерено выпустить оповещение о работах в немецких водах на январь-март 21 года, и намерено это сделать в декабре, т.е. сегодня или завтра. Посмотрим. В любом случае, то, что такое оповещение будет, сомневаться не приходится. Подобное было ранее сделано датским регулятором, касаемо работ в датских водах, работы могут начаться с 15 января, конечная дата не установлена, будет работать Фортуна (с судами сопровождения).
При этом, конечно, ориентироваться будут по погоде, и 15 число - лишь начальная дата. Но сделаем главные выводы из той информации, которая нам известна.
- Фортуна полностью готова к работам (в том числе всякие страховки-сертификаты), и будет дальше по мере сил продвигать строительство.
- Темпы продвижения Фортуны зимой далеки от крейсерских, максимум 500 метров в день, а значит достраивать две трубы ей одной будет очень долго, нужен Черский в помощь однозначно.
- Черский пока решает "бумажные" проблемы (сертификация ли это оборудования, страховка ли, неизвестно), и по этой очевидной причине пока в декабре не приступил к работам. По техническому переоборудованию, по-видимому, вопросов нет, судя по тому, что Черский не заходит в Мукран (или Калининград) для дооснащения или других работ на борту, а продолжает "тренеровки" с судами сопровождения в море. Это несомненный плюс, и уверенность, что Черский рано или поздно к работам присоединится.
Теперь важный момент о том, как будут проходить работы.
Если посмотреть на ситуацию глобально, то самая важная задача для Газпрома на сегодняшний день состоит в запуске ОДНОЙ нитки газопровода. С 21 года объём прокачки по укро-транзиту по формуле "качай или плати" снижается с 65 млрд кубов до 40-ка.
Это значит, что нам нужно чем-то срочно замещать выпадающие 25 млрд. Да, у нас в процессе запуска Турецкий поток, и начиная с Нового года газ из Турецкого потока дошёл уже и до Сербии (начинает работать Балканский поток), однако объём прокачки в Сербию будет только 2,5-3 млрд в год, а по плану - 11-12 млрд, для дальнейшего транзита в Венгрию, Словакию, и Австрию.
Для того, чтобы это случилось, необходим ещё интерконнектор на 6 млрд кубов между Венгрией и Сербией, и 3 или 4 компрессорные станции в Болгарии и Сербии. Всё это обещают построить к октябрю 21 года, а пока Газпрому без укро-ГТС не обойтись, именно поэтому Газпром уже забронировал на январь дополнительно к прокачке 41 млрд кубов в день
Кстати, о прокачке через укро-ГТС. Начал встречать крики о "зраде", "эффективные менеджеры опять напортачили", "нам придётся платить укррванине намного больше денег", и прочую бредовую чушь.
Берём калькулятор, считаем.
Январь 20 года. Плата по "качай или плати" за 178 млн кубов в день
Январь 21 года. Плата по "качай или плати" за 109 млн кубов в день, ПЛЮС за бронирование дополнительно 41 млн кубов в день по стандартной ставке + 20%. Итого, платим дополнительно как за 50 млн кубов (41+20%). Всего, получаем, Газпром платит в январе 21 года укррванине за прокачку 159 млн кубов в день.
Ещё раз.
Январь 20 - платим за 178 млн кубов
Январь 21 - платим за (суммарно) 159 млн кубов.
Ставка за куб - одна и та же.
Где там выходит "больше"? Нигде. И это я ещё не беру в расчёт тёплое время года, вряд ли Газпрому придётся бронировать доп объёмы вообще, обойдётся стандартными 109 млн кубов.
Так вот, возвращаясь к задачам Газпрома. Очевидно, что для того, чтобы закрыть выпадающие из укро-транзита 25 млрд кубов, необходимо закончить как можно быстрее ОДНУ нитку, по ней можно будет прокачивать 27,5 млрд кубов в год. Именно поэтому, видимо, Норд Стрим-2 не особо напрягалась в декабре с достройкой ВТОРОЙ нитки, а спокойно ограничилась ОДНОЙ. Косвенно об этом говорит тот факт, что строили именно "южную" нитку. А если мы посмотрим на карту работ Пионеринга и Солитёра в декабре 19 года, то легко увидим, что вперёд вырвавшейся Пионеринг строил именно "южную" нитку (зелёная линия)!! Бинго!
И там до точки, где сейчас закончила работать Фортуна, всего 59 км!
То есть, иначе говоря, главная и наипервейшая задача у нас состоит в достройке и вводу в строй "южной" нитки, а именно этих недостающих 59,5 км. Справится ли с этим Фортуна? Очевидно, что ДА, но также очевидно, что с темпом в 500 метров в день, ей там кувыркаться почти 4 месяца каждодневной работы, а ведь ещё есть и неблагоприятные в погодном плане дни, и всякие там "нересты трески" и "гнездования уток", которые будут использованы всякими "экологами" (а на деле - недругами проекта) для попыток остановки строительства. Поэтому Черский нам необходим. 59,5 км для Черского с Фортуной - это не так и много по времени.
А вторую нитку, в случае готовности первой, уже можно будет делать вальяжно и никуда не спеша. Потому что у нас ещё 4 года до окончательной смерти укро0транзита. Мы спокойно успеваем не только всё достроить и ввести в эксплуатацию, но и решить проблему так называемого "ограничения в 50% мощности" газопровода. К слову, никакой такой проблемы на самом деле нет. Газопровод будет заполнен и работать на 100% вот по этой причине, если вчитаться в текст.
Понимаете, что решение проще пареной репы? Вариантов даже не один, а несколько. Например, 50% бронирует Новатэк. Или Лукойл. Покупает у Газпрома газ в точке входа в СП-2, и продаёт обратно газ Газпрому в Любмине, в точке выхода СП-2. Какие проблемы? Да нет, никаких. Даже была информация, что покупать газ у Газпрома необязательно в точке входа в СП-2, а достаточно покупать его в точке входа в немецкие воды. В любом случае, проблемы нет.
Но это дело второго этапа, а пока задачи стоят другие, и совершенно конкретные.
Всех переживающих за Проект - с Новым Годом и всяческих благ!, всем недругам - готовьте платочки сопли собирать, как только мы всё сделаем, рыдать будете навзрыд))
В Новом году, как только работы начнутся, буду освещать ход работ в этом блоге.