.
.
Можно ли Маркса назвать романтиком, (как полагает например А Зорин), и можно ли согласиться с тем, что романтизм кончился лишь в середине 20 века? Маркс во многом вышел не только из немецкого идеализма , но и из немецкого романтизма, (ибо начинал он как литератор), хотя, Маркс, точно не продукт романтизма. Однако, при желании и Карла Маркса можно назвать романтиком. Если рассматривать романтизм в свете близящейся и наступившей в России революции, что этому помешает? И все таки, Романтизм, рассматривающий человека целостно, в культуре явление самое краткосрочное, как жизни романтиков, однако, самое долговечное в плане продолжения уже в совсем чуждом романтизму. Модернизм, постмодернизм, декаданс, или сюрреализм, (видящие человека не целостным, а уже раздробленным), все таки, вышли из Романтизма. Но ничего в них романтического уже нет, хотя безусловно романтиками были отдельные авторы, в том числе и Марина Цветаева., и Блок. Говоря же о поэзии Бродского, и Бродский по своему наследник байронического сознания, в том числе и поздний, и зрелый, однако, это вряд ли, делает Бродского романтиком.
ПОЧЕМУ, РОМАНТИЗМ ЭТО ПО СУТИ СИМВОЛИЗМ
.
.
Что такое романтизм? Это неявный, но уже зреющий религиозно-художественный символизм, больше передающийся не через язык (как у чистых символистов, пришедших позднее ) а через форму повествования и художественную игру . Скажем, Алые Паруса Грина. В чем бессмертье этого произведения? В его религиозном символизме . Ассоль олицетворяет душу , принц олицетворяет Христа, а его алые паруса - новую зарю преображенного мира. А мечта Ассоль о Принце это и вера в Бога, и верность Христу, которой душа и спасается . Все истории чисто романические недостоверны, но поскольку, достоверность в них работает на уровне чувства, и энергетического посыла от образов, (то есть достоверность в них не событийная, а красочно -образная, или же это достоверность каких то забытых сказочных героев, в которых мы верили в детстве) , весь ряд повествования становится рядом символов, благодаря чему достоверность произведения лишь усиливается.
ЧАЙКИ
.
.
Порой и самые
прекрасные
крупные чайки
вспорхнувшие со страниц
повестей Грина
бесприютные принцессы морские
но так и не заставшие принца
на побережьях пустых
вдруг устают
и покидают море
что б предпочесть наконец
райским закатам моря родного
помойки –
на городских окраинах
ради легкой добычи
в виде остатков
человеческой цивилизации –
которой живут веками
целые поколенья людей
они прилетают и к вашим помойкам
но даже в этом случае
чайки всегда
остаются чайками
и не перестают оставаться
прекрасными принцессами моря
лишь навещающими города
27 декабря, 2020 г. (стихи Виктора Крушельницкого)