Найти тему

Бывший главред журнала "Тинькофф" рассказывает о правилах написания статей, которые сделают текст убедительнее

Оглавление

Представьте, что вам нужно добраться до магазина. Здание магазина находится в районе города, который вы плохо себе представляете. Вы покрутили карту в гугле, но это всего лишь схема, и потом не все улицы отображаются в панораме. Приезжаете, а там вообще всю дорогу перекопали. Что обычно делают в таких случаях? Спрашивают у местных, ведь они намного лучше ориентируются. Вам говорят:

— Видите тот светофор? Перейдите дорогу по светофору, потом вверх по улице, увидите "Пятёрочку", пройдите ещё два дома, в подвале третьего будет ваш магазинчик.

Теперь вы точно найдёте! С такой-то пошаговой инструкцией! Вместо тумана неопределённости в вашей голове появился чёткий образ. Вы отвечаете:

— Ясно, понятно!

Аналогичным способом Максим Ильяхов, бывший главный редактор журнала "Тинькофф", помогает устранить пробелы в знаниях начинающих авторов. Как научиться писать хорошие тексты? С чего начать? Какие слова подобрать для заголовка? Конечно, лучше спросить у того, кто давно и успешно пишет статьи для разных компаний. Именно таким человеком является Максим Ильяхов. В своей новой книге "Ясно, понятно. Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов", издательства "Альпина Паблишер", он берётся объяснить шаг за шагом подноготную хорошего текста.

Работа над статьёй начинает с контекста.

Контекст

Даже если ваши мысли умные и правильные, этого мало. Нужно, чтобы читатель их понял.

Для кого вы пишите? Если ваша статья предназначена для узкой аудитории специалистов, то читатели легко поймут оборот "диверсификация рисков". Но если вы ведёте блог для широкой публики, то теперь рискуете вы, используя подобные выражения. В голове какого-нибудь дяди Пети непонятная фраза со словом "риск" может вызвать ассоциацию с чем-то незаконным. Есть вероятность, что дядя Петя после прочтения статьи будет подозревать вас в мошенничестве и напишет в комментарии: "Все вы жулики!" Люди думают образами. Чтобы вас поняли, вы должны вызвать правильный образ. Иногда на контекст могут влиять мировые события, например, сильное землетрясение. Люди скорбят, неуместно в такой момент предлагать им поучаствовать в празднике.

Когда вы точно представляете контекст и понимаете для кого и куда будете писать, вы готовы к главному секрету интересного текста!

Интерес

Чтобы привлечь внимание читателя, нужно писать о читателе.

У каждого в душе живёт Карлсон: "А как же я? А обо мне?" В статье читатель должен увидеть себя и свои проблемы.

Карлсон, скриншот из мультика
Карлсон, скриншот из мультика

На мой взгляд, Ильяхов очень радикален в этом отношении. Он прямо называет людей, которые пишут ради творческого самовыражения, графоманами. Если бы Ван Гог рисовал картины, ориентируясь только на ожидания публики, наш мир многое бы потерял. Требования музы бывают очень суровыми. Игнорирование внутренней правды чревато для творческого человека. С другой стороны, Ван Гог всю жизнь сидел на шее у родного брата, снабжавшего художника деньгами. Конфликт "желание окружающих VS творческое самовыражение" лежит в плоскости личных ценностей автора. При написании текста чем-то придётся жертвовать. Чем именно решать вам.

Продолжим изучение советов от Максима Ильяхова. Чтобы привлечь внимание к статье, нужно обещать (и не забывайте выполнить обещание!):

Пользу. Покажите, как решить насущную проблему читателя.
Простоту. Помните пример с поиском магазина? Простая пошаговая инструкция.
Веселье. Намекните читателям, что их ждёт интрига или веселье.

А теперь давайте рассмотрим, как работают советы из книги на примере моей статьи, которую вы сейчас читаете. Я могла бы назвать её "Мои впечатления от книги М. Ильяхова..." Прямо в духе школьного сочинения. Многие ли знают, кто такая Ирина Лямшина? Возможно, вы впервые в моём блоге. Какая разница, что думает какая-то Лямшина? Зато название "Тинькофф" знакомо большинству. Вот вам и контекст. Мнение главного редактора (хоть и бывшего) в глазах читателей выглядит намного весомей.

М. Ильяхов. Источник фото:  https://vk.com/ilyahov_krasnodar?z=photo-175806678_457239248%2Falbum-175806678_0%2Frev
М. Ильяхов. Источник фото: https://vk.com/ilyahov_krasnodar?z=photo-175806678_457239248%2Falbum-175806678_0%2Frev

Идём дальше. Заголовок обещает пользу. Тот, кто прочитает статью, узнает правила написания убедительного текста. Когда текст становится понятным? Когда у вас в голове появляется ясный образ, подобно чёткой инструкции от прохожего из примера в самом начале статьи.

Я выполнила обещание и поведала вам о некоторых правилах. Конечно, я не буду пересказать всю книгу. Если она вас заинтересовала, вы можете её приобрести и прочитать целиком.

Любые советы нужно проверять на практике. Насколько ясной и понятной была моя статья? Пишите в комментариях.

Автор — Ирина Лямшина