Несмотря на то, что в живописи превалирует изображение невест несчастных - здесь истинное раздолье для художников, невесты счастливые тоже есть. И это даже не всегда соцреализм. Впрочем, о счастливых невестах как-нибудь потом, а сегодня поговорим о двух...очень похожих. Схожи они и лицом, и одеждой...Удивляет, пожалуй, только одно: написаны они разными художниками - одна русским, одна - французским с разницей в десяток лет. И, конечно, в разной обстановке. Но как похожи-то! А может мне это только показалось?
В 1894 году Владимир Маковский, талантливый русских художник, один из основателей Товарищества передвижных выставок, написал картину "К венцу (Прощание)". Он изобразил невесту, идущую под венец с тяжелым сердцем. Девушка прощается с отцом, больным стариком в поношенном сюртуке. Отец сжимает руку дочери, давая свое благословение, и в его глазах надежда - надежда на дочь, которая избавит его от бедности, выйдя замуж за нелюбимого человека. Ему не важны ее душевные терзания...А, между тем, она даже не в силах скрыть их, едва сдерживая слезы, устремив полный отчаяния взгляд в пространство.
Невесту в строгом и простом, излишне простом для невесты платье, Владимир Маковский, по одной из сомнительных версий, писал с дочери брата, Константина Маковского, Елены Маковской. Благодушного и подозрительно красноносого папеньку - со своего друга, художника Федора Ясновского, который позировал ему и для других работ.
Картину эту приобрели самарские купцы Шихобаловы, после революции она перешла в музей.
Интересно, что почти за десяток лет до этого, в 1886 году, вдали от Самары...да и от России тоже, Альбер Огюст Фурье создал свою картину "Свадебная трапеза в Ипоре". Ипор - городок на севере Франции, в Нормандии. А сам художник, как вы, вероятно, догадались, был французом.
Сцена на картине Альбера Огюста Фурье разительно отличается от той, что написана Маковским. Да, это тоже свадебное торжество, но оно не омрачено горем невесты. Это не трагическая сцена с окаменевшей от горя девушкой и ее слабым отцом, запечатленными в бедности домашней обстановки.
Бракосочетание свершилось, и новоиспеченная семья уже расположилась в саду за накрытым столом. Сквозь листву старых яблонь падают на скатерть солнечные блики. Гости - и местные, и городские. В собравшейся компании царит та непринужденность, которая явно не отличала свадьбу невесты, изображенной Маковским.
В этой картине тоже немало загадок. Кто же жених? Ведь он должен быть рядом с невестой...но художник, кажется, переместил персонажей, посадив жениха напротив. А чокается бокалами с девушкой ее отец, говоривший тост в честь молодых. Или это все же жених, слишком пожилой для своей невесты? Почему в белом букете - красный цветок? Может быть этим художник хотел подчеркнуть простоту свадьбы, для которой букет собирали из выросших в саду пионов, и срезавший их решил, что так будет красивее?
Я, наверное, не обратила бы пристального внимания на эту картину, если бы невесты - русская и французская, не были бы так разительно похожи.
А в том, что они схожи, схожи так, словно списаны разными художниками с одной модели, сомнений почти нет.
Лица невест - тонкие губы, прямые носы, расползающийся по щекам румянец. Упавший на лоб завиток.
Платья невест схожи по крою и крайне скромны, отражая их невысокое социальное положение. Ювелирные украшения у обеих отсутствуют, за маленьким исключением - сережки у "французской" невесты. Одинаковые прически украшены флердоранжем - цветами апельсинового дерева. Традиционная веточка флердоранжа служит и единственным украшением наряда невест.
Кстати, стоит отметить, что платье невесты, написанной Фурье, изображено в соответствии с модой того времени. А вот Маковский, случайно ли, намеренно ли, промахнулся: его невеста одета в "устаревшее" платье. К 1890-м годам крой платья, характерный для моды 1880-х, изменился: рукава стали пышнее.
В картинах бывает так много загадок..Но пытаться отгадать замысел художника всегда так занимательно:)
- Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока я думаю, о ком еще написать, можно прочитать другие мои статьи, например: